?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В школе и дома, в магазине, по телефону и ночной дорогой в Еремино - в последнее время мы думаем и спорим про дриллинг. Мама, прости, это термин.
Предыстория такая. У нас была дискуссия "Как учить детей английскому", и один из преподавателей рассказал, что они пользуются эффективной кембриджской методикой, включающей TPR (кстати почитала про него - вроде интересно, думала все более прямолинейно, а вот здесь критический взгляд на метод) и метод "дриллинга" (перевод - сверление, бурение) - многократное повторение слова, пока ребенок его не запомнит. Берешь карандаш, показываешь ребенку и говоришь "пенсил, пенсил, пенсил" - 20-30 раз в день будет достаточно, чтобы ребенок через 2 недели твердо запомнил его, т.к. возможности ребенка в раннем возрасте огромны.
Ну мы же гуманисты, сторонники личностного подхода, противники дрессировки. Немного усилили пару методов дриллинга, и теперь это наша страшилка - то, чего мы никак не хотим в обучении своих детей. Мы считаем, что с ребенком надо говорить, а слова он сам выучит, когда ему будет надо. По крайней мере до 10 лет не надо дриллить ребенка, считаем мы.
На следующей дискуссии "Как учить детей математике" рассказала про свои методы представительница UCMAS. Опять дриллинг! Решили мы и пока отказались. Мы за свободное творческое развитие детей.
А Леха говорит (прости Леха, может ты и не говорил, но думал так точно): а что плохого-то? Ну не надо конечно измерять результаты детей по сложению шестизначных чисел, само по себе это не нужно. Но тренируется мозг! (Так кстати говорит и UCMAS - что само обучение счету это только бонус, а на самом деле они тренируют интеллект).
Ок, оставим в стороне то, что в первую очередь нам не нравится в методах дриллинга - преподаватели с помощью них получают возможность показать и продать родителям конкретный результат (дети говорят за месяц, считают за полгода и т.д.). Это нечестно по отношению к детям и не гуманно, развивает в них нацеленность на внешний результат.
Но надо ли дриллить (натаскивать, заучивать, повторять) дома, не для внешнего эффекта, а с целью развития и тренировки определенных сегментов мозга? "Математику только затем учить надо, что она голову в порядок приводит?"
Ростропович вот, говорит Леха, говорил в интервью: "Конечно, и меня, и всех музкантов вокруг - всех нас в детстве заставляли часами играть скучнейшие гаммы и этюды, нас заставляли и натаскивали, но без этого нельзя. Это дает технику, с помощью которой потом можно творить".

А вот, Леха, что по этому поводу сказала Вероника Долина:

Уроки музыки

Играйте все этюды Черни!
И никакой на свете скверне
На ваших пальцах - не бывать.
Все десять заняты этюдом,
На вид трудом, по сути - чудом,
Не будем это забывать!

А звук прелюдий Майкапара!
А смены холода и жара,
Которых стоил мне урок!
И как тогда мне не игралось,
Откуда что бралось и бралось?
Какой во мне, безрукой, прок?

Но время шло, и я привыкла.
И имя Гедике возникло,
И надорвался педагог.
Да я не музыкой гнушалась!
Но слишком явно мне внушалось :
Какой во мне, безрукой, прок?

Так где ж вы были, Моцарт, Шуберт?
Они сейчас меня погубят...
Где вы, Шопен и Мендельсон?
Вот так урон непоправимый,
Хотя как сон неуловимый,
Мне был когда-то нанесен.

...Картины эти - невозвратны.
Те имена - невероятны :
Клементи, Черни, Майкапар...
Ведь до сих пор не понимаю!
Но лихом их не поминаю,
А помню : школа - холод - жар.


Да, но не умея играть арпеджио - не научиться играть сложную музыку!
Да, но играя мажорные арпеджио - никогда не сочинишь музыку не в мажоре. Не просто ли дриллинг развивает определенные структуры мозга, может быть он их формирует определенным образом? И научив ребенка техникам в определенном русле - ты закрываешь ему дорогу к творческому созданию новых техник?

Оля Музыка рассказывает, что занимается с людьми эвритмией (это свободный танец, танцуя который человек освобождается, самовыражается, решает психологические проблемы, развивается). Единственные, кто не могут танцевать свободный танец, вернее они могут его изобразить, но не достигают терапевтического эффекта - профессиональные балерины. Однажды сформированная техника не дает телу думать по-другому.

У меня есть два ответа:
1. Надо давать техники позже, сначала свободный творческий подход (как делает Оля - сначала петь, потом сольфеджио; а не как Улю обучили тритонам в 6 лет). Но непонятно, на сколько позже (сторонники раннего инструментального развития говорят, что мозг имеет такие возможности для запоминания и тренировки до 10-12 лет, которые жалко упускать).

2. Приходит в голову такая картинка:

Голубая линия - это существующая область с соответсвующими техниками, красные пунктиры - новое, что предстоит создать человеку.

Если человек планирует создать что-то в продолжение существующей области - техники изучать надо (Ростроповичу надо было сыграть миллион Черни, чтобы хорошо играть Листа). Но если мы думаем, что есть что-то интересное рядом, или дальше (и есть к этому тяга, способности) - наверное прохождение голубой линии для путей 2 и 3 - в лучшем случае трата времени, а в худшем - для человека, прошедшего голубой путь, пути 2 и 3 закрыты?

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
alina_enila
23 окт, 2015 15:27 (UTC)
К слову.
Догонялки для пальцев, или Этюды с удовольствием. Казинник http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/musicthatcameback/11749-
(Анонимно)
24 окт, 2015 23:30 (UTC)
Анечка, я только не про эвритмию, а про креативный танец, контемпорари. И помнишь же ты это...Было то давно...Еще я не говорила бы так однозначно, что балерины "не достигают терапевтического эффекта", танцуя современный танец. Это все-таки весьма индивидуальный процесс. Но то, что технические клеше не дают телу аутентично, свободно двигаться-это однозначно. Бальники, кстати, тоже очень выделяются своими виртуозностями в свободном импровизационном движении. Тело мгновенно выстреливает заученный паттерн.
mrs_truly
25 окт, 2015 22:05 (UTC)
спасибо, ну я как образ запомнила
polly_utka
25 окт, 2015 20:23 (UTC)
Из моих идей.. это продолжение да на туже тему закрытости\открытости иных путей. Нам необходимо научиться (найти методологию) ненавязчиво предлагать или даже просто открывать доступ к тем или иным формам человеческого знания и деятельности. И наблюдать (!), обнаруживая интерес и явную тягу - поддерживать его, умело подбрасывая дрова в огонь тому самому одному (как говорит Бахотский - найди одного активного и работай на него, остальные подберут что надо).
При отсутствии интереса уметь не напрячь, возможно открыть взаимосвязи интересующих областей и чувственно"пустых" для этого конкретного человека.
"Оценочные" знания, которые необходимо будет преподнести для аттестации - это задача преподавателя (как их разместить среди вышесказанного), а не учащегося.
И еще,, мой знакомый дедушка профессор математики сказал, что математика - это язык Творца. Все эти формулы - это описания взаимоотношений между объектими и происходящим. Это принципы, по которым действует мироздание. Я думаю, что преподнося предмет в таком разрезе, ты разовьешь необходимые области мозга, но не навредишь другим, и наверное дриллинг не понадобится. Я имею ввиду - нужно не заучивать, а осознавать знания.
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Profile

mrs_truly
mrs_truly

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com