mrs_truly (mrs_truly) wrote,
mrs_truly
mrs_truly

Categories:

Играйте все этюды Черни?

В школе и дома, в магазине, по телефону и ночной дорогой в Еремино - в последнее время мы думаем и спорим про дриллинг. Мама, прости, это термин.
Предыстория такая. У нас была дискуссия "Как учить детей английскому", и один из преподавателей рассказал, что они пользуются эффективной кембриджской методикой, включающей TPR (кстати почитала про него - вроде интересно, думала все более прямолинейно, а вот здесь критический взгляд на метод) и метод "дриллинга" (перевод - сверление, бурение) - многократное повторение слова, пока ребенок его не запомнит. Берешь карандаш, показываешь ребенку и говоришь "пенсил, пенсил, пенсил" - 20-30 раз в день будет достаточно, чтобы ребенок через 2 недели твердо запомнил его, т.к. возможности ребенка в раннем возрасте огромны.
Ну мы же гуманисты, сторонники личностного подхода, противники дрессировки. Немного усилили пару методов дриллинга, и теперь это наша страшилка - то, чего мы никак не хотим в обучении своих детей. Мы считаем, что с ребенком надо говорить, а слова он сам выучит, когда ему будет надо. По крайней мере до 10 лет не надо дриллить ребенка, считаем мы.
На следующей дискуссии "Как учить детей математике" рассказала про свои методы представительница UCMAS. Опять дриллинг! Решили мы и пока отказались. Мы за свободное творческое развитие детей.
А Леха говорит (прости Леха, может ты и не говорил, но думал так точно): а что плохого-то? Ну не надо конечно измерять результаты детей по сложению шестизначных чисел, само по себе это не нужно. Но тренируется мозг! (Так кстати говорит и UCMAS - что само обучение счету это только бонус, а на самом деле они тренируют интеллект).
Ок, оставим в стороне то, что в первую очередь нам не нравится в методах дриллинга - преподаватели с помощью них получают возможность показать и продать родителям конкретный результат (дети говорят за месяц, считают за полгода и т.д.). Это нечестно по отношению к детям и не гуманно, развивает в них нацеленность на внешний результат.
Но надо ли дриллить (натаскивать, заучивать, повторять) дома, не для внешнего эффекта, а с целью развития и тренировки определенных сегментов мозга? "Математику только затем учить надо, что она голову в порядок приводит?"
Ростропович вот, говорит Леха, говорил в интервью: "Конечно, и меня, и всех музкантов вокруг - всех нас в детстве заставляли часами играть скучнейшие гаммы и этюды, нас заставляли и натаскивали, но без этого нельзя. Это дает технику, с помощью которой потом можно творить".

А вот, Леха, что по этому поводу сказала Вероника Долина:

Уроки музыки

Играйте все этюды Черни!
И никакой на свете скверне
На ваших пальцах - не бывать.
Все десять заняты этюдом,
На вид трудом, по сути - чудом,
Не будем это забывать!

А звук прелюдий Майкапара!
А смены холода и жара,
Которых стоил мне урок!
И как тогда мне не игралось,
Откуда что бралось и бралось?
Какой во мне, безрукой, прок?

Но время шло, и я привыкла.
И имя Гедике возникло,
И надорвался педагог.
Да я не музыкой гнушалась!
Но слишком явно мне внушалось :
Какой во мне, безрукой, прок?

Так где ж вы были, Моцарт, Шуберт?
Они сейчас меня погубят...
Где вы, Шопен и Мендельсон?
Вот так урон непоправимый,
Хотя как сон неуловимый,
Мне был когда-то нанесен.

...Картины эти - невозвратны.
Те имена - невероятны :
Клементи, Черни, Майкапар...
Ведь до сих пор не понимаю!
Но лихом их не поминаю,
А помню : школа - холод - жар.


Да, но не умея играть арпеджио - не научиться играть сложную музыку!
Да, но играя мажорные арпеджио - никогда не сочинишь музыку не в мажоре. Не просто ли дриллинг развивает определенные структуры мозга, может быть он их формирует определенным образом? И научив ребенка техникам в определенном русле - ты закрываешь ему дорогу к творческому созданию новых техник?

Оля Музыка рассказывает, что занимается с людьми эвритмией (это свободный танец, танцуя который человек освобождается, самовыражается, решает психологические проблемы, развивается). Единственные, кто не могут танцевать свободный танец, вернее они могут его изобразить, но не достигают терапевтического эффекта - профессиональные балерины. Однажды сформированная техника не дает телу думать по-другому.

У меня есть два ответа:
1. Надо давать техники позже, сначала свободный творческий подход (как делает Оля - сначала петь, потом сольфеджио; а не как Улю обучили тритонам в 6 лет). Но непонятно, на сколько позже (сторонники раннего инструментального развития говорят, что мозг имеет такие возможности для запоминания и тренировки до 10-12 лет, которые жалко упускать).

2. Приходит в голову такая картинка:

Голубая линия - это существующая область с соответсвующими техниками, красные пунктиры - новое, что предстоит создать человеку.

Если человек планирует создать что-то в продолжение существующей области - техники изучать надо (Ростроповичу надо было сыграть миллион Черни, чтобы хорошо играть Листа). Но если мы думаем, что есть что-то интересное рядом, или дальше (и есть к этому тяга, способности) - наверное прохождение голубой линии для путей 2 и 3 - в лучшем случае трата времени, а в худшем - для человека, прошедшего голубой путь, пути 2 и 3 закрыты?
Tags: Утренняя школа
Subscribe

  • (no subject)

    Раскрыта тайна БИБАБО - это Лимпопо из Айболита

  • Привет Наташе Ростовой

    У меня не грузятся в жж фотки! Кому интересно - смотрите в Яндексе или у Настюхи. А мне мама велела запомнить сегодняшний день - Катя сама встала…

  • Активное слушание

    Методика Гиппенрейтер про активное слушание всегда казалась мне искусственной и потому сложной в применении. Хотя те считанные разы, которые…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments