mrs_truly (mrs_truly) wrote,
mrs_truly
mrs_truly

Category:

Бутов фри джаз

У нас на корабле по четвергам - музлитература для взрослых. Пятую лекцию "веховые записи в истории джаза" прочитал Михаил Бутов. Речь шла про фри джаз, авангард 50-60х годов. Запишу коротко несколько мыслей, может он и не все их говорил, а я додумала.


"Эта тема мало раскрыта: сколько незвучащего есть в музыке. Есть разрыв между тем что написано и тем что звучит. Например, вот эта запись... Слышно что это африканские ритмы - они гонят вперед. Джаз так не играют. Джаз всегда старается оттянуть на конец длительности.... (Объясняет: ну представь, длительность - это же не точка? Даже если это 64-ая, у нее есть определенный промежуток времени. И вот ты можешь ударять в первый момент, а можешь выбрать момент для удара. Джаз всегда затягивает.) Так вот, это разница между тем, что делает исполнитель, и тем что написано. Всю историю классической музыки главное лицо - ничего не играющий дирижер. Человек, который управляет исполнением, трактует.
Но есть еще и то, что заложено в написанной музыке, но не исполняется. Вы же знаете, что есть бумажная музыка? Ну как есть бумажная архитектура - красивые дома, которые только нарисованы, они никогда не будут построены, да это и не задумывалось. Так же есть и музыка, написанная только для красоты партитуры. Многие композиторы пишут просто чтобы был красивый лист. Ноты расположены вот так, крестом. Анаграммы всякие. Ноты же можно записать буквами - вот пишется слово. У Шнитке полно такого".

"Микротональности и четвертьтоновая музыка. Это всегда слышно, у музыки есть такой специальный вкус... Он не просто так ездит по нотам, это он работает с четверть тонами".

"Чтобы американцам услышать японскую музыку - ее должен сыграть американец".

"Вообще я думаю что музыка - это всегда продукт конвенции, соглашения между композитором и слушателем, о том что "это - хорошая музыка". Нет объективных критериев. Критерий может быть только один - цепляет или нет. Но это же все управляется мозгом. Может быть, только на детях можно проверить, они же пока не вступают в соглашения. Но им нравится очень странная музыка... И в авангарде всегда много спекуляций. Много всякого выдается за музыку, много соглашений".



Про отсутствие объективных критериев - то же самое говорила нам Оля Музыка, а вот Дихтер и Айзек Азимов говорят, что есть физиологические основы "приятности" музыки - тона, ритмы, созвучные организму. Жаль конечно, что Оля не познакомилась с Дихтером. Но круг все равно замкнулся. Вот сидит Женя Миленький, хорошо знающий Олю, и ведущий с Бутовым мега профессиональный диалог про микротональности и Нору Джонс. Кстати проверила, она правда существует, и ее отец! А я думала, что это как раз случай соглашения Бутова с Миленьким и всей аудиторией, что он будет перечислять просто так разные придуманные имена и названия, а они будут с умным видом кивать:) Эх темная я темная! Настя услышала мой рассказ и также удивленно подняла брови: "Ты что правда не знаешь Нору Джонс? Ну а Колтрейна хотя бы знаешь??" Пошла слушать! Соглашатели.
Tags: Дихтер, Оля Музыка, Утренняя школа
Subscribe

  • Рогачево - Синьково, 23 февраля - 8 марта

    Всем привет и поздравления от наших стариков из Синьково! Мы собрали 17800 и купили 14 подарков бабушкам, 8 дедушкам и 15 персоналу, купили…

  • Снега выпадают и денно и нощно

    Москву завалило снегом и морозом. "Утренняя школа" выехала в лыжный лагерь в Еремино, а потом наша команда из четырех детей + Леша…

  • Питер осень

    Так получилось, что мы начали и закончили карантин поездкой в Питер. Правда потом выяснилось, что он не закончился. Значит скоро снова ехать.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments