?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бутов фри джаз

У нас на корабле по четвергам - музлитература для взрослых. Пятую лекцию "веховые записи в истории джаза" прочитал Михаил Бутов. Речь шла про фри джаз, авангард 50-60х годов. Запишу коротко несколько мыслей, может он и не все их говорил, а я додумала.


"Эта тема мало раскрыта: сколько незвучащего есть в музыке. Есть разрыв между тем что написано и тем что звучит. Например, вот эта запись... Слышно что это африканские ритмы - они гонят вперед. Джаз так не играют. Джаз всегда старается оттянуть на конец длительности.... (Объясняет: ну представь, длительность - это же не точка? Даже если это 64-ая, у нее есть определенный промежуток времени. И вот ты можешь ударять в первый момент, а можешь выбрать момент для удара. Джаз всегда затягивает.) Так вот, это разница между тем, что делает исполнитель, и тем что написано. Всю историю классической музыки главное лицо - ничего не играющий дирижер. Человек, который управляет исполнением, трактует.
Но есть еще и то, что заложено в написанной музыке, но не исполняется. Вы же знаете, что есть бумажная музыка? Ну как есть бумажная архитектура - красивые дома, которые только нарисованы, они никогда не будут построены, да это и не задумывалось. Так же есть и музыка, написанная только для красоты партитуры. Многие композиторы пишут просто чтобы был красивый лист. Ноты расположены вот так, крестом. Анаграммы всякие. Ноты же можно записать буквами - вот пишется слово. У Шнитке полно такого".

"Микротональности и четвертьтоновая музыка. Это всегда слышно, у музыки есть такой специальный вкус... Он не просто так ездит по нотам, это он работает с четверть тонами".

"Чтобы американцам услышать японскую музыку - ее должен сыграть американец".

"Вообще я думаю что музыка - это всегда продукт конвенции, соглашения между композитором и слушателем, о том что "это - хорошая музыка". Нет объективных критериев. Критерий может быть только один - цепляет или нет. Но это же все управляется мозгом. Может быть, только на детях можно проверить, они же пока не вступают в соглашения. Но им нравится очень странная музыка... И в авангарде всегда много спекуляций. Много всякого выдается за музыку, много соглашений".



Про отсутствие объективных критериев - то же самое говорила нам Оля Музыка, а вот Дихтер и Айзек Азимов говорят, что есть физиологические основы "приятности" музыки - тона, ритмы, созвучные организму. Жаль конечно, что Оля не познакомилась с Дихтером. Но круг все равно замкнулся. Вот сидит Женя Миленький, хорошо знающий Олю, и ведущий с Бутовым мега профессиональный диалог про микротональности и Нору Джонс. Кстати проверила, она правда существует, и ее отец! А я думала, что это как раз случай соглашения Бутова с Миленьким и всей аудиторией, что он будет перечислять просто так разные придуманные имена и названия, а они будут с умным видом кивать:) Эх темная я темная! Настя услышала мой рассказ и также удивленно подняла брови: "Ты что правда не знаешь Нору Джонс? Ну а Колтрейна хотя бы знаешь??" Пошла слушать! Соглашатели.

Profile

mrs_truly
mrs_truly

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com