?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Это рабочий документ, он датирован ноябрем 2015, но я бы уже многое откорректировала. Важно, что концепция УШ написана от практики, мы с дружественными родителями сели и записали, что же мы хотим от школы, а потом уже облекали это в какую-то стройную форму.




«Утренняя школа» - это семейный клуб – школа, объединяющая близкие по духу и установкам семьи для совместной познавательной деятельности родителей и детей.

Первоначальные ценности и установки родителей – участников проекта
·         Про воспитание:
Цель воспитания – показать, что значит быть счастливым.  Мы стараемся воспитать в наших детях чувство собственного достоинства и честь. Хотим помочь им найти и удержать свою гармонию. Донести до них, что существуют разные точки зрения.  Стремимся помочь ребенку встретиться с самим собой. Мы -  за бережное развитие.
Мы считаем, что главное в воспитании – это пример. Нужно самим заниматься саморазвитием, чтобы показать пример, и делать это осознанно, не идти каким-то путем по умолчанию
·         Про обучение:
o   Самое важное в обучении и развитии детей – развитие осознанности, собственного познавательного интереса, желания к познанию. Мы хотим, чтобы наши дети любили и умели учиться, чтобы они любили школу и хотели туда ходить
o   Мы стараемся обеспечить максимально широкий охват тем обучения, чтобы можно было понять, к чему есть талант, к чему лежит душа. Максимально широкий спектр тем. Важны эрудированность, широкий кругозор
o   Потенциально мы хотим предоставить детям возможность ранней профессиональной ориентации
o   Важна регулярность занятий. Школа должна что-то приносить кроме развлечения
o   Также мы предоставляем возможность выборочно ходить на некоторые занятия (углубленно заниматься чем-то своим)
o   Мы, родители, имеем возможность и хотим иметь влияние на контент
o   Мы хотим видеть, что наши дети растут; их сознание, может быть, чуть выше, чем у сверстников (а может быть детей надо сравнивать с ними же вчерашними)
o   Мы хотим быть уверенными, что дети не отстают от программы средней школы, готовы поступить (в 5 класс) в хорошую или обычную школу. Хотим, чтобы ребенок мог эффективно функционировать в разных системах
o   Мы хотим, чтобы дети умели искать и фильтровать информацию (цифровой век!)
·         Что для нас наша Утренняя Школа?
o   Хороший детский коллектив и внятные родители. Дружественная среда, атмосфера, отсутствие наркотиков и т.д.
o   Мы сами выбираем преподавателей, знаем их, это гарантирует неравнодушную среду обитания наших детей
o   Наша Утренняя Школа соответствует ценностям каждой семьи
o   Для многодетной семьи важна разновозрастная группа – Утренняя Школа дает и это
o   Нам очень важно сообщество, которое дает возможность найти правильные решения в вопросах образования и воспитания
o   Утренняя Школа – это большой проект саморазвития, который вдохновляет нас сам по себе

Наши педагогические принципы
1.       Совместная познавательная деятельность родителей и детей - основа для всех направлений развития и обучения.
2.       «Средовое» обучение всему до 10-12 лет. Мы считаем, что самое бережное и уважительное развитие ребенка, обеспечивающее использование его творческого потенциала, строится по аналогии с овладением родным языком:
·         Говори сам, говори с ним, а не учи
·         Инструменты позже и только по запросу ребенка (возможно, инструментарий должен лежать  рядом до того, как дети им воспользуются, в упреждающем режиме -  это повод подумать, что с ним делать)
·         Каждый учится в своем темпе и по-своему; нет никого, кто не научился бы
Заложив таким образом базу интереса в основных областях знаний и навыков, мы помогаем формированию личности и познавательной мотивации ребенка, выбору направления инструментального, предметного обучения после 12 лет.
3.       Используем любые области обучения не столько для получения непосредственных результатов (запоминания информации, овладения предметными навыками), сколько для развития базовых познавательных навыков: коммуникации, кругозора и интереса к новому, умения находить, использовать и обобщать информацию и т.д.
4.       Центральная роль педагога.
5.       Социализация до 10-12 лет полезна только в небольшой дружественной разновозрастной группе, ранняя «большая» социализация может искажать формирование личности и приводить к суггестивности (зависимому поведению).
6.       Отсутствие инструктивного обучения (задаем вопросы, а не заучиваем ответы).
7.       Крупные тематические кросспредметные блоки, темы.
8.       Акцент на спорте, прогулках, свободной игре. Совместные тематические экскурсии, поездки, лагеря.
9.       Организация обучения в тесной связи с семейными приоритетами, графиком жизни семьи. Глубокое участие семьи в обучении, активная роль родителей в формировании и реализации программы. Мы хотим, чтобы у детей к 12 годам сформировалась и закрепилась семейная система ценностей, которую в более взрослом возрасте будет гораздо сложнее разрушить, чем в 6-7 лет.
10.   Объединение всех занятий в одну программу, по возможности в одном месте.
11.   Результаты образовательной деятельности должны быть по возможности предметными: ответ на вопрос исследования, выставка, презентация, выступление и т.д.
12.   Постоянный рост и развитие проекта. Одной из самых важных составляющих проекта является его адаптивность, чуткое реагирование на изменяющуюся среду и на то, как растут его участники (большие и маленькие).

Наши цели и возможные индикаторы
1.       Бережная поддержка формирования личности ребенка
a.       Дети развиваются каждый в своем темпе, сообразно своей природе
b.      Дети успешно социализируются (вписываются) в группу и другие группы
c.       Дети чувствуют себя комфортно, другим с ними комфортно
d.      Дети имеют и могут сформулировать свою позицию
e.      Дети редко болеют
2.       Формирование и поддержка осознанности, собственного познавательного интереса, мотивации к обучению и познавательных навыков
a.       Детям нравится ходить в школу
b.      Дети хорошо принимают и предлагают новое
c.       Дети без труда проходят обязательную программу и сдают аттестации
d.      Дети могут собрать, обобщить, изложить материал по определенной теме
e.      Дети могут сформулировать, чем им нравится заниматься, и занимаются этим
f.        Широкий кругозор
3.       Поддержка обучающим процессом семейных ценностей и приоритетов
a.       Родители участвуют в формировании программы школы, понимают и разделяют ее принципы
b.      Ритм жизни и интересы семей находят отражение в программе школы
c.       Родителям нравится участвовать в жизни школы, они выступают с инициативами и реализуют их
4.      Соответствие детей требованиям государственного образовательного стандарта, при необходимости подготовка к поступлению в школу
a.       Дети регулярно проходят обязательные аттестации
...
Отношение к общеобразовательной школе
Со всем уважением относясь к институту общеобразовательных и специализированных школ, воспитавших нас, мы считаем, что современная школа не достигает наших целей, т.к. она:
·         продает «продукт» родителям, а не включает их в формирование и реализацию процесса развития и обучения
·         государственная и экономическая модели требуют больших групп, потоков, стандартизации
При этом если найдется школа, открытая для конструктивной совместной познавательной деятельности совместно с родителями и не руководствующаяся интересами стандартизации, мы будем рады сотрудничать с ней.  Идеи «Утренней школы» можно реализовывать, не отказываясь от очного обучения в общеобразовательной школе и любых других организациях. Важно чтобы вся эта деятельность была включена в один периметр.
По сегодняшнему плану для соответствия принятым образовательным стандартам с 7 лет наши дети прикрепляются к общеобразовательной школе, нанимается преподаватель для подготовки и сдачи необходимых аттестаций, не уделяя этому значительного времени. К 10 годам пока ориентируемся на поступление в 5 класс выбранной общеобразовательной или специализированной школы. Такой подход выбран потому, что большинство наших идей и установок связаны именно с периодом до 12 лет, а также есть опасение, что родители даже при специальной подготовке не смогут сориентироваться в методиках и предметных темах средней и старшей школы. При этом центральная идея обобщающей совместной познавательной деятельности ребенка, родителей, школы –  очевидно останется и дальше.
...
Направления развития
1.    Непубличная деятельность: детский сад – школа для наших и дружественных детей
o   Один из наших принципов – социализация в малой разновозрастной группе. Поэтому мы не будем расширять свою группу более чем 12 детьми. К тому же, важно чтобы семьи дружественно и конструктивно общались на равных, а достичь этого в кругу более 6-7 семей сложно. Таким образом, мы не продвигаем широко свою школу как проект, к которому можно присоединиться, привести к нам своих детей
o   Мы рассматриваем возможность передачи наших наработок для организации подобных проектов («кустов» УШ). Возможно, в дальнейшем мы будем продавать франшизы УШ

2.    Публичная деятельность:
o   Саморазвитие и обучение родителей, ориентированных на самостоятельные занятия с детьми (нас и «внешних»)
§  Мы организуем свое обучение и приглашаем принять в нем участие широкий круг интересующихся родителей
o   Обучение преподавателей и воспитателей – своих и из других проектов
§  Наряду с продажей франшиз, это направление возможной коммерциализации проекта

Календарь

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com