mrs_truly (mrs_truly) wrote,
mrs_truly
mrs_truly

Фундамент vs Вариативность vs Пассионарность

Мы ставим перед своей школой цель - образовательная мотивация.
Нет, начну чуть со стороны. Юрец сделал в Еремино новую скамейку, на которой теперь так хорошо выпивать короткими летними ночами. И вот среди каких-то вполне бытовых разговоров за бокалом шампанского часа в 2-3 ночи Леха вдруг говорит: "Я тут подумал - ведь сколько же знаний накоплено человечеством! А жизнь существенно лучше не становится. Потому что большинству все-таки на эти знания наплевать". Ну да, говорю, конечно надо работать в первую очередь над потребностью в знании, а как их получить и какие конкретно - вопрос технический. Ну да, говорит Леха, поэтому я с самого первого собрания говорил! Главное - чтобы хотели учиться.
А вот Саша Карманов говорит, что надо ставить перед школой более высокую идеологическую цель. Ведь потребность в знаниях - это тоже только инструмент. Цель ведь какая-то другая? Например, изменение мира, или как он говорит - "перепридумывание мира".

Меня интуитивно такие формулировки отталкивают. Конечно, все мы за улучшение мира, но напиши такое в уставе школы - и получится совершенно точно бла бла бла. Такое можно говорить только в кругу друзей с шампанским в виду рассвета. Нельзя ли, думаю, все же перед школой ставить более узкую, практическую цель? А перепридумывание мира и т.д. оставить внутри каждого человека в качестве несформулированной до поры до времени цели жизни.
Ну нет, говорит Семен, как же строить здание без фундамента? Оно рассыпется у тебя при любом дуновении ветра. Потому, говорит, религиозные системы образования - самые прочные и долговечные - у них есть фундамент.
Ну что значит рассыпется? Когда проверяется прочность системы? При работе с внутренними и внешними конфликтами. Пример внутреннего конфликта - выбор к каким знаниям мы развиваем интерес, чем занимаемся. Нам все равно какие знания? Да, но конкретно сегодня надо же делать что-то определенное, а от другого отказаться. Ехать ли смотреть танки на полигон в Кубинку? Идти ли в зоопарк? Или вот тут был пример с муравьями: хотели поставить эксперимент, найдут ли они еду, а Кирилл подсадил к ним чужое семейство, и началась война. Мы разве это хотели показать? Не получится совершенно не расставлять приоритетов. Или пример внешнего конфликта: должны ли мы ориентироваться на внешние аттестации? Если хотим встраиваться в этот мир - да, если перепридумывать его - нет.
А тут Лена Виноградова говорит: "Наконец у русской литературы появились защитники! Эту роль на себя взяла православная церковь, патриарх возглавил Общество русской словесности, там попов много было, они и добились чтобы сочинение вернули". (Вопрос глазами церкви представлен тут). "Они, правда, и коррективы свои вносят: Бунина, Цветаеву как самоубийцу, ну и других из программы исключат". Получается что религиозная система образования может и самая устойчивая, но тоже не совсем приемлемая.
Да, но мы же собственно говоря идеологическую основу ищем - чтобы отбирать. А на каких основаниях? Тут до вычеркивания Бунина недалеко...

Казалось бы, спасительную модель предлагают нам парк-школы, да мы и сами додумались: а что если регулировать только внешнюю, формальную сторону образования, а содержание оставить на откуп участникам процесса? Об этом опять же Карманов говорит - про жизнь креативного города - типа надо только создавать инфраструктуру для жизни и работы креативного класса, а никакого запроса на содержание не давать, они сами породят что надо. В парк-школах это выглядит так: дети должны приходить в школу и присутствовать в ней с 9 до 15, но какие уроки-студии они выберут - их личный выбор. Тут есть конечно заужение - студий-то не неограниченное количество. Ну пойдем дальше - ребенок должен просидеть 3 часа в библиотеке, или за компом, а что он будет делать -  сам решит.
Э нет, говорит Семен, ну вы мечтатели! Любая организация даже внешней формальной части влияет на содержание. Ваш креативный класс конечно будет ориентироваться на держателей бюджета и порождать ожидаемый контент. А присутствие в школе - давайте без иллюзий, это никакая не свобода. Конечно, вы в любом случае формируете содержание.
Есть и другая сторона - свято место пусто не бывает. Ты не формируешь содержание - его сформирует кто-то другой. Самый простой пример - оставленный без куратора, без ориентиров ребенок в библиотеке - конечно будет читать самые красивые, или самые запретные, или самые большие и т.д. книги. Пример посерьезнее - мы тут формируем свободную личность, выбор из возможностей, никаких идеологических основ, а ребенку нужны, нужны эти рамки и основы! Почему мы думаем, что он сам себе их будет формировать, сохраняя приверженность свободе, мы разве не читали "Великого инквизитора"? Любой человек только и ищет кому бы вручить свою свободу выбора.

Итак, должна ли школа ставить перед собой высокую идеологическую цель (и соответственно, формировать образовательную и воспитательную программу в соответствии с этой идеологией), или можно остаться в рамках по сути формальной организации образовательного процесса, обеспечивающего наиболее широкий охват альтернатив, а вопросы выбора оставить лично человеку и семье?
Или есть какой-то третий путь?

Кстати, рассуждения про идеологический фундамент в общем смысле увели меня от базового предложения Карманова - он предлагает не какую-то цель, а именно перепридумывание, пассионарность. То есть творение, возведенное в абсолют, и как раз без этических и идеологических основ/ ограничений. То есть может быть цель должна быть, но не всякая, не любая, не религиозная, а какая-то по сути особенная...
Tags: Утренняя школа
Subscribe

  • Вот и лето прошло

    За окном октябрь провода качает, диск компа забился фотками, новые мысли не рождаются, не в силах протолкнуть затор необработанных впечатлений.…

  • Старые добрые Омутищи

    Правда это фотки еще начала мая, сейчас-то там уже супер зелено, Таня с мамой вовсю косят, и жимолость уже собрали, и морковка прет, скоро мальчики…

  • ДР папы и Вити

    А завершилась весна, как всегда, двумя самыми яркими, шумными, сиреневыми, уже с черешней, с светлыми ночами, с соловьями - днями рождения, и оба без…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments