mrs_truly (mrs_truly) wrote,
mrs_truly
mrs_truly

Category:

Целостное образование и Анатолий Сторожев

Поиски идеи и лучших методик для своей школы привели нас к Анатолию Сторожеву, педагогу и методологу с огромным стажем, создателю Лаборатории Целостного Образования. 19-20 ноября он проводит на корабле свой ознакомительный курс (рекомендуем!), а в прошлую пятницу нам повезло - он приходил в УШ пообщаться в свободном режиме.


Как я понимаю, концепция целостного образования - не его изобретение, об этом есть ряд статей, многие проекты работают в этом ключе - например, создатель Академии Тимей Ольга Цой - "мастер среды целостного образования". Анатолий Николаевич на сегодня представляет самую твердую, основанную на большом опыте, экспертизу в этом вопросе, и ряд успешно внедренных связанных методик.


Ниже привожу мой конспект нашей встречи, также Анатолий Николаевич прислал свою книгу и развернутую статью, посвященные семейному образованию. Он лично очень приятный, открытый и понятный человек, не догматик, на глазах рассуждает и может изменить точку зрения, интересуется другими проектами.

Думаем над поставленными вопросами и надеемся плодотворно сотрудничать.


Встреча с Анатолием Сторожевым 11 ноября 2016

Вопросы, поставленные в начале встрече (актуальные вопросы УШ):
·         Как дети могут учиться сами? Сами формировать запрос? Как они зададут вопрос на тему, о которой они не знают?
·         Зачем нужна группа?

Объединяющая, размораживающая идея для начала встречи – «крокодил» по предметам. На столе разложены карточки, на которых стоит тема (предмет), количество очков и маркировка (К или неК). Вытаскивая карточку, вы должны объяснить/ показать то, что в ней написано. Например, «Температура кипения воды – 100 градусов» (но ни одно из этих слов произносить нельзя). Можно в такое играть с детьми, это «переворачивает» вектор обучения

Образовательная деятельность
1.       Деятельность – это когда из материала производится продукт. Например, из кирпичей дом. Что является материалом и продуктом в образовании? Кто чем управляет, кто ведет деятельность?
Учитель Ученик
Материал ?? ??
Продукт ?? ??


2.       «Категорический императив Сторожева» - Если нет/ тебе не принадлежит хотя бы один элемент деятельности – деятельности нет, или она не твоя.
Элементы деятельности – что из этого принадлежит ученику? В сегодняшней школе – почти ничего. А как должно быть? Ведь ученик сразу не может сам управлять своей деятельностью, не может сразу ей овладеть? Ей-то и надо учить. На первых порах ученик и учитель являются одним субъектом, и постепенно все элементы должны передаваться ученику.
·         Мотивы, цели
·         План
·         Действия
·         Инструменты
·         Средства
·         Материал
·         Продукт
·         Контроль
·         Оценка
·         Рефлексия

Различные инструменты и идеи
·         Инструмент воспитания рефлексии: на левой странице тетради – решение задачи, на правой – записываем «как я ее решал»
·         Посмотреть КЭШ – Курс эффективного школьника
·         Как учить историю: сначала самому побыть историком, например всем написать что было вчера. Увидим разность восприятия! А потом можно изучать Древнюю Грецию и Рим. (Кстати, летопись школы глазами детей на первых порах – 60% про отношения и 40% про еду)
·         Программа Окружающего мира слишком мелко раздроблена, нелогична, ее полностью следовало бы заменить
·         Инструмент по Петерсону: нельзя заранее объявлять тему урока, дети должны в конце урока сами ее сформулировать
·         Математика – это рисование узоров
·         (Вызывает огромное уважение то что Сторожев приводит много конкретных примеров и всегда называет учеников по имени)
·         План: сделать задачник по этике
·         Сторожев вел Философский кружок для детей

Отношение к обязательной школьной программе
·         В любом случае должен быть базис, культурная норма.
·         Аттестация = спокойствие родителей. «Конечно, если вам удастся так договориться с родителями, чтобы совсем не ориентироваться на аттестацию… Сейчас все программы построены на том, чтобы пройти обязательную программу более эффективно и в короткие сроки, а в освободившееся время заниматься интересными вещами».  Прохождение обязательных программ занимает не более 40% школьного времени

И его изучение можно взять за фактическую оболочку обучения, на самом же деле
подлинный вектор образования другой, вот его составляющие:
1.       Деятельность + рефлексия
2.       Мышление – ему можно обучать!

  • Мышление как ценность – демонстрируем бережное отношение. (часто к сожалению этому нет места в школе: нет времени, не способствует групповая работа). Уважать традицию мышления

  • Мышление как схема (могу описать как мыслю)

  • Тренировка, практика. Решение жизненных задач. Атмосфера решения задач, аура. Например, просто на стене решат всякие задачки

3.       Понимание. Мышление дает продукт, а понимание – длится во времени. Например – развивает понимание медленное чтение
4.       Индивидуальный образовательный маршрут. Это не про одиночек! ИОМ вырисовывается на стыке активных коммуникаций

Зачем нужна группа?
·         Не бывает мышления без группы, без коммуникаций. Как сформулировал один мальчик, мысль: 1. Зарождается, 2. Называется (превращается в слова). 3. Меняется об другого
·         В любом случае есть группа ученик + родитель + учитель (эксперт)
·         Разновозрастная группа может работать так:  вместе разбираются ключевые вещи типа планирования, а идут своими маршрутами все по отдельности, по рабочим тетрадям и про помощи педагога

Принцип добровольности обучения
·         – применяется обязательно. Подходить с оптимистической гипотезой, что рано или поздно каждый включится. Если кто-то разрушает процесс – договориться с остальными и ждать
·         Посмотреть: Академия Тимей (Ольга Цой) – у них прекрасно внедрен принцип добровольности, и все живет

Блочность программы
Предметы делятся на модульные и не модульные. Модульные предметы (русский, математика и т.д.) делятся на сравнительно крупные блоки (русский – вся программа 35 модулей, математика – 25), они наглядно рисуются. Ребенок тестируется на «твердое знание» модулей, и потом может переходить на следующие. Все визуально видно на карте модулей. Какая разница, сколько ему лет? Важно только что он знает и что он хочет узнать – как он двигается по этой карте модулей.

Самое важное – переход от модели «меня учат» к модели «я учусь»

Какое возможно взаимодействие между Лабораторией Целостного Образования и Утренней школой?
·         Курсы для преподавателей
·         Обучение УШ инструментам ЛЦО
·         Участие детей в проекте ДетКИ
·         Студия образовательной мультипликации СОМ
·        
Tags: Утренняя школа
Subscribe

  • Рогачево - Сеньково

    Наши бабушки и дедушки в доме престарелых в Рогачево во время карантина пережили сложные конечно времена. Кто-то не пережил. Другие, говорят,…

  • Страстная ненастна, Пасха красна

    Каждый год в пасхальную субботу мы утром собираемся и под неусыпным руководством Тани всей семьей несем в храм освящать куличи, яйца и пасхи. В этом…

  • Високосная Масленица

    В Рогачево много пели, благодаря моей маме, которая заново подобрала и напечатала тексты. Наконец-то спели для бабушки Вали Висюлькиной целиком…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments