?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поиски идеи и лучших методик для своей школы привели нас к Анатолию Сторожеву, педагогу и методологу с огромным стажем, создателю Лаборатории Целостного Образования. 19-20 ноября он проводит на корабле свой ознакомительный курс (рекомендуем!), а в прошлую пятницу нам повезло - он приходил в УШ пообщаться в свободном режиме.


Как я понимаю, концепция целостного образования - не его изобретение, об этом есть ряд статей, многие проекты работают в этом ключе - например, создатель Академии Тимей Ольга Цой - "мастер среды целостного образования". Анатолий Николаевич на сегодня представляет самую твердую, основанную на большом опыте, экспертизу в этом вопросе, и ряд успешно внедренных связанных методик.


Ниже привожу мой конспект нашей встречи, также Анатолий Николаевич прислал свою книгу и развернутую статью, посвященные семейному образованию. Он лично очень приятный, открытый и понятный человек, не догматик, на глазах рассуждает и может изменить точку зрения, интересуется другими проектами.

Думаем над поставленными вопросами и надеемся плодотворно сотрудничать.


Встреча с Анатолием Сторожевым 11 ноября 2016

Вопросы, поставленные в начале встрече (актуальные вопросы УШ):
·         Как дети могут учиться сами? Сами формировать запрос? Как они зададут вопрос на тему, о которой они не знают?
·         Зачем нужна группа?

Объединяющая, размораживающая идея для начала встречи – «крокодил» по предметам. На столе разложены карточки, на которых стоит тема (предмет), количество очков и маркировка (К или неК). Вытаскивая карточку, вы должны объяснить/ показать то, что в ней написано. Например, «Температура кипения воды – 100 градусов» (но ни одно из этих слов произносить нельзя). Можно в такое играть с детьми, это «переворачивает» вектор обучения

Образовательная деятельность
1.       Деятельность – это когда из материала производится продукт. Например, из кирпичей дом. Что является материалом и продуктом в образовании? Кто чем управляет, кто ведет деятельность?
Учитель Ученик
Материал ?? ??
Продукт ?? ??


2.       «Категорический императив Сторожева» - Если нет/ тебе не принадлежит хотя бы один элемент деятельности – деятельности нет, или она не твоя.
Элементы деятельности – что из этого принадлежит ученику? В сегодняшней школе – почти ничего. А как должно быть? Ведь ученик сразу не может сам управлять своей деятельностью, не может сразу ей овладеть? Ей-то и надо учить. На первых порах ученик и учитель являются одним субъектом, и постепенно все элементы должны передаваться ученику.
·         Мотивы, цели
·         План
·         Действия
·         Инструменты
·         Средства
·         Материал
·         Продукт
·         Контроль
·         Оценка
·         Рефлексия

Различные инструменты и идеи
·         Инструмент воспитания рефлексии: на левой странице тетради – решение задачи, на правой – записываем «как я ее решал»
·         Посмотреть КЭШ – Курс эффективного школьника
·         Как учить историю: сначала самому побыть историком, например всем написать что было вчера. Увидим разность восприятия! А потом можно изучать Древнюю Грецию и Рим. (Кстати, летопись школы глазами детей на первых порах – 60% про отношения и 40% про еду)
·         Программа Окружающего мира слишком мелко раздроблена, нелогична, ее полностью следовало бы заменить
·         Инструмент по Петерсону: нельзя заранее объявлять тему урока, дети должны в конце урока сами ее сформулировать
·         Математика – это рисование узоров
·         (Вызывает огромное уважение то что Сторожев приводит много конкретных примеров и всегда называет учеников по имени)
·         План: сделать задачник по этике
·         Сторожев вел Философский кружок для детей

Отношение к обязательной школьной программе
·         В любом случае должен быть базис, культурная норма.
·         Аттестация = спокойствие родителей. «Конечно, если вам удастся так договориться с родителями, чтобы совсем не ориентироваться на аттестацию… Сейчас все программы построены на том, чтобы пройти обязательную программу более эффективно и в короткие сроки, а в освободившееся время заниматься интересными вещами».  Прохождение обязательных программ занимает не более 40% школьного времени

И его изучение можно взять за фактическую оболочку обучения, на самом же деле
подлинный вектор образования другой, вот его составляющие:
1.       Деятельность + рефлексия
2.       Мышление – ему можно обучать!

  • Мышление как ценность – демонстрируем бережное отношение. (часто к сожалению этому нет места в школе: нет времени, не способствует групповая работа). Уважать традицию мышления

  • Мышление как схема (могу описать как мыслю)

  • Тренировка, практика. Решение жизненных задач. Атмосфера решения задач, аура. Например, просто на стене решат всякие задачки

3.       Понимание. Мышление дает продукт, а понимание – длится во времени. Например – развивает понимание медленное чтение
4.       Индивидуальный образовательный маршрут. Это не про одиночек! ИОМ вырисовывается на стыке активных коммуникаций

Зачем нужна группа?
·         Не бывает мышления без группы, без коммуникаций. Как сформулировал один мальчик, мысль: 1. Зарождается, 2. Называется (превращается в слова). 3. Меняется об другого
·         В любом случае есть группа ученик + родитель + учитель (эксперт)
·         Разновозрастная группа может работать так:  вместе разбираются ключевые вещи типа планирования, а идут своими маршрутами все по отдельности, по рабочим тетрадям и про помощи педагога

Принцип добровольности обучения
·         – применяется обязательно. Подходить с оптимистической гипотезой, что рано или поздно каждый включится. Если кто-то разрушает процесс – договориться с остальными и ждать
·         Посмотреть: Академия Тимей (Ольга Цой) – у них прекрасно внедрен принцип добровольности, и все живет

Блочность программы
Предметы делятся на модульные и не модульные. Модульные предметы (русский, математика и т.д.) делятся на сравнительно крупные блоки (русский – вся программа 35 модулей, математика – 25), они наглядно рисуются. Ребенок тестируется на «твердое знание» модулей, и потом может переходить на следующие. Все визуально видно на карте модулей. Какая разница, сколько ему лет? Важно только что он знает и что он хочет узнать – как он двигается по этой карте модулей.

Самое важное – переход от модели «меня учат» к модели «я учусь»

Какое возможно взаимодействие между Лабораторией Целостного Образования и Утренней школой?
·         Курсы для преподавателей
·         Обучение УШ инструментам ЛЦО
·         Участие детей в проекте ДетКИ
·         Студия образовательной мультипликации СОМ
·        

Profile

mrs_truly
mrs_truly

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com