mrs_truly (mrs_truly) wrote,
mrs_truly
mrs_truly

Categories:

О пользе и вреде инструкций

Сооснователь и программный директор "Утренней школы" Ирина Гаврилина при поддержке группы товарищей подала заявку на грант по конкурсу им. Выготского, проводимого Рыбаков-фондом. Конкурс проводится для педагогов дошкольного образования, разделяющих идеи Выготского и вообще личностно ориентированного, вариативного образования.
Ира дала интервью, на основе которого составлено эссе "Исследовательская активность ребенка как основа формирования образовательной программы". В качестве проекта для номинации "Мастер" представлен проект нашей школы 2014-2017, в части организации образования детей 3-7 лет в формате семейной школы. Все эти материалы мы опубликуем, когда будут подведены итоги конкурса. Записан еще видеоролик, прекрасный по картинке, но к сожалению немного зарезался звук, надеюсь мы это поправим в ближайшее время:


Независимо от того, получит ли Ира грант (есть сложности - отсутствие у нас официальной организационной формы, смешаный школьно - дошкольный формат), подготовка к конкурсу была очень интересной и важной работой. Как же никогда не хватает времени на осмысление полученного опыта! Но когда бежишь по зыбким дощечкам через болото - останавливаться не приходиться.

Здесь можно посмотреть презентацию, приложенную к заявке. Испытала огромное удовольствие, подбирая фотографии. Яркие, разнообразные картинки, постоянно меняющийся фон, дети постоянно в движении! А тут как раз Света присылает видео из Тимохиного садика. Я когда его смотрела - думала что у меня на телефоне выключен звук:



Я знаю Тимоху и знаю, как можно добиться такого эффекта. Нет, даже не бить и не угрожать. Думаю это культ ПРАВИЛ, царящий в саду. Культ ИНСТРУКЦИИ. Детям 4х лет и не приходит в голову заниматься чем-то другим, кроме того что сказала воспитательница. И именно так, как она сказала. Не удержусь и приведу-таки фрагмент из Ириного эссе:

"Меньше инструкций и правильных ответов
Первое и главное – не мешать свободному развитию мысли. Не закрывать шкафчики, не бояться испачкать одежду, ограничить запрещающие действия случаями прямой угрозы жизни и здоровью ребенка. Мы инструктируем детей с самого рождения, и это нормально, но очень часто наши инструкции избыточны и необязательны. Надо стараться как можно меньше давать готовых правильных ответов и последовательностей. Парадоксально, но часто дети, даже совсем маленькие, отвечая на открытый вопрос, не размышляют, а пытаются угадать правильный ответ. Они уверены, что «правильный» ответ есть, взрослые его знают, и сами провоцируют нас на готовые ответы и оценки. Видимо, это связано с тем, что ребенок интуитивно бережет силы, старается пройти по пути наименьшего сопротивления; это проще – чтобы тебе сказали, что надо делать, чтобы кто-то отвечал за результат. Инструкция удобна и преподавателям, и ученикам. Что делать? Держаться максимально нейтрально. Когда я поняла, что инструктаж и выдача «правильных» ответов неэффективны, не двигают познание вперед, мешают мышлению в другом направлении, сужают коридор – я перестала настраиваться на оценку. Ты никак не должен высказывать свою точку зрения, ни поведенчески, никак не провоцировать ребенка на какой-то определенный ответ.  С другой стороны, в жизни часто надо следовать какому-то алгоритму, и дети должны это уметь. А иногда правильный готовый ответ, найденный в словаре, ценнее длинного процесса самостоятельного поиска решения.  Но я хочу, чтобы дети могли поступать вариативно. Они должны знать, что инструкция, «правильный» путь - это сужение свободы. Инструктирование бывает оправдано, но мы занижаем планку. Метод в том, чтобы отслеживать инструктаж в себе".


Да-да, отдельная сложность свободного образования в том, что дети сами рады следовать инструкциям и выполнять правила! Только редкие бунтари или дети с мегаэнергией согласны тратить силы на разрушение правил, или создание новых, или просто на неисполнение. В основном мозг стремится не напрягаться, передать кому-то ответственность с самого рождения. Это открытие для меня. И да, дети "утренних школ" и дети "тимошиных садиков" в чем-то уже растут совершенно разными.

UPD Конкурс мы не выиграли, но Ирина статья в июне 2017 опубликована в журнале Newtonew
Tags: Утренняя школа
Subscribe

  • Рогачево - Сеньково

    Наши бабушки и дедушки в доме престарелых в Рогачево во время карантина пережили сложные конечно времена. Кто-то не пережил. Другие, говорят,…

  • Страстная ненастна, Пасха красна

    Каждый год в пасхальную субботу мы утром собираемся и под неусыпным руководством Тани всей семьей несем в храм освящать куличи, яйца и пасхи. В этом…

  • Високосная Масленица

    В Рогачево много пели, благодаря моей маме, которая заново подобрала и напечатала тексты. Наконец-то спели для бабушки Вали Висюлькиной целиком…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments