?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Сооснователь и программный директор "Утренней школы" Ирина Гаврилина при поддержке группы товарищей подала заявку на грант по конкурсу им. Выготского, проводимого Рыбаков-фондом. Конкурс проводится для педагогов дошкольного образования, разделяющих идеи Выготского и вообще личностно ориентированного, вариативного образования.
Ира дала интервью, на основе которого составлено эссе "Исследовательская активность ребенка как основа формирования образовательной программы". В качестве проекта для номинации "Мастер" представлен проект нашей школы 2014-2017, в части организации образования детей 3-7 лет в формате семейной школы. Все эти материалы мы опубликуем, когда будут подведены итоги конкурса. Записан еще видеоролик, прекрасный по картинке, но к сожалению немного зарезался звук, надеюсь мы это поправим в ближайшее время:


Независимо от того, получит ли Ира грант (есть сложности - отсутствие у нас официальной организационной формы, смешаный школьно - дошкольный формат), подготовка к конкурсу была очень интересной и важной работой. Как же никогда не хватает времени на осмысление полученного опыта! Но когда бежишь по зыбким дощечкам через болото - останавливаться не приходиться.

Здесь можно посмотреть презентацию, приложенную к заявке. Испытала огромное удовольствие, подбирая фотографии. Яркие, разнообразные картинки, постоянно меняющийся фон, дети постоянно в движении! А тут как раз Света присылает видео из Тимохиного садика. Я когда его смотрела - думала что у меня на телефоне выключен звук:



Я знаю Тимоху и знаю, как можно добиться такого эффекта. Нет, даже не бить и не угрожать. Думаю это культ ПРАВИЛ, царящий в саду. Культ ИНСТРУКЦИИ. Детям 4х лет и не приходит в голову заниматься чем-то другим, кроме того что сказала воспитательница. И именно так, как она сказала. Не удержусь и приведу-таки фрагмент из Ириного эссе:

"Меньше инструкций и правильных ответов
Первое и главное – не мешать свободному развитию мысли. Не закрывать шкафчики, не бояться испачкать одежду, ограничить запрещающие действия случаями прямой угрозы жизни и здоровью ребенка. Мы инструктируем детей с самого рождения, и это нормально, но очень часто наши инструкции избыточны и необязательны. Надо стараться как можно меньше давать готовых правильных ответов и последовательностей. Парадоксально, но часто дети, даже совсем маленькие, отвечая на открытый вопрос, не размышляют, а пытаются угадать правильный ответ. Они уверены, что «правильный» ответ есть, взрослые его знают, и сами провоцируют нас на готовые ответы и оценки. Видимо, это связано с тем, что ребенок интуитивно бережет силы, старается пройти по пути наименьшего сопротивления; это проще – чтобы тебе сказали, что надо делать, чтобы кто-то отвечал за результат. Инструкция удобна и преподавателям, и ученикам. Что делать? Держаться максимально нейтрально. Когда я поняла, что инструктаж и выдача «правильных» ответов неэффективны, не двигают познание вперед, мешают мышлению в другом направлении, сужают коридор – я перестала настраиваться на оценку. Ты никак не должен высказывать свою точку зрения, ни поведенчески, никак не провоцировать ребенка на какой-то определенный ответ.  С другой стороны, в жизни часто надо следовать какому-то алгоритму, и дети должны это уметь. А иногда правильный готовый ответ, найденный в словаре, ценнее длинного процесса самостоятельного поиска решения.  Но я хочу, чтобы дети могли поступать вариативно. Они должны знать, что инструкция, «правильный» путь - это сужение свободы. Инструктирование бывает оправдано, но мы занижаем планку. Метод в том, чтобы отслеживать инструктаж в себе".


Да-да, отдельная сложность свободного образования в том, что дети сами рады следовать инструкциям и выполнять правила! Только редкие бунтари или дети с мегаэнергией согласны тратить силы на разрушение правил, или создание новых, или просто на неисполнение. В основном мозг стремится не напрягаться, передать кому-то ответственность с самого рождения. Это открытие для меня. И да, дети "утренних школ" и дети "тимошиных садиков" в чем-то уже растут совершенно разными.

UPD Конкурс мы не выиграли, но Ирина статья в июне 2017 опубликована в журнале Newtonew

Комментарии

( 3 комментария — Оставить комментарий )
markhip
15 фев, 2017 19:06 (UTC)
Желаем успехов!
Надо где-то голосовать?
mrs_truly
16 фев, 2017 08:20 (UTC)
Спасибо! Нет, там жюри будет оценивать
swetakost
1 мар, 2017 22:34 (UTC)
во-первых, нарушены мои авторские права! Безобразие)))
во-вторых, в саду, конечно, культ правил, НО: училку они любят и вот это конкретно занятие - писать в прописях - им просто нравится. Пока в новинку)))
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com