?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

К 1 сентября в интернет - журнале об образовании Newtonew вышла моя статья "Чему учить головастиков?". Тема реально была навеяна целым июнем наблюдения за головастиками в ереминском пруду, но вообще является плодом нынешних моих размышлений на тему свободного образования.



Леха статью раскритиковал а) по форме - бездоказательно, б) по содержанию - он не согласен. Да, надо думать дальше и возможно аргументировать лучше (хотя как показывает обсуждение - люди, которые не принимают моего подхода, настолько находятся в другом мире, что аргументируй не аргументируй - это просто разные реальности). А главное думать - чему и как действительно учить, ведь этого-то ответа у меня и нет пока, поэтому многие решили, что я просто против обучения. Но я и хотела записать вопросы, направление размышления, обсудить - чтобы идти дальше. Хотя следующая статья намечается про счастье, тут уж совсем с аргументами сложно будет...



Привожу текст статьи целиком.

Сингулярность и головастики

Изменения ускоряются. Растет объем информации, изучить все невозможно. Больше 50% нашего опыта и знаний неприменимы – не только для наших детей, но и для нас самих. Поэтому наш патернализм неуместен. Школа как идея, и вообще образование на основе опыта поколений - это как учить головастиков плавать.

Я верю в то, что скорость прогресса нарастает, и уже сейчас в разных областях происходят необратимые качественные «фазовые» изменения -  такие, после которых  все предыдущее теряет смысл, вернее становится просто историей. Пример: земноводные, утратившие жабры. Их предыдущую водную жизнь наверное можно изучать для понимания истории эволюции, но их водные навыки и связи больше не важны для них самих.

Возможно в ближайшее время (на протяжении нашей жизни) такие изменениях в разных областях сложатся, что приведет к качественному изменению всей структуры жизни человека и общества. Даже если не брать НТП в прямом смысле, например:

  • Отомрет идея государства. Я не вижу разумного устройства государства, отвечающего на сегодняшние вопросы человека и общества. Учитывая демографическую картину мира, я не верю в демократию. Уже сейчас многие люди фактически живут вне государства, только приспосабливаясь к правилам игры, но не играя в нее. Например, Павел Дуров или даже я (не участвую в выборах, не поддерживаю никакого политического или общественного движения, не пользуюсь государственной медициной и образованием и т.д.) Уже есть «пиратские» партии и движения (например в Ирландии), отрицающие идею государства и предлагающие альтернативы в виде электронных правительств, фактически низводя роль государства до сервисной и не связанной с границами системы.

  • Изменится роль и функция семьи как единственной на всю жизнь ячейки (не будет такой цели, это будет легитимизировано). Растущая продолжительность жизни и социальные изменения «взрывают» семью изнутри.

  • Умрут компании, корпорации, вертикальный менеджмент – сегодня это уже просто оболочка, тормозящая, а не оптимизирующая система.

  • Изменится структура коммуникации, даже не знаю как. Сейчас мы 80 или 90% времени общаемся насыщенно и виртуально, и хотя личные коммуникации вызывают ностальгию, по факту они болезненны и неэффективны.


Конечно, я не говорю, что в один момент «все умрет и останется одно сплошное телевидение». Все эти структуры останутся жить еще на протяжении времени, пока они будут хоть сколько то эффективны. Они будут работать в той части общества, где они будут работать. Во всех них есть что-то хорошее, и моя голова отказывается мыслить вне этих систем. Но «линия жизни» проходит уже не по ним.  Вернее сказать, они больше не отвечают на мои вопросы, для меня будущее не за ними.

Система образования построена так: опыт – рефлексия (описание, осознание норм и закономерностей) – формирование корпуса знаний и навыков – формирование класса профессионалов, способных это преподавать – преподавание – оценка – новый опыт (учеников) – новая рефлексия и т.д.

Ускорение прогресса  и необратимые «фазовые» переходы приводят к двум тенденциям в образовании.

  1. Увеличивается физический объем знаний и навыков. Области остаются, а все знания в них выучить становится невозможно. Это было и раньше и приводит к сдвижке понятия «базовых знаний и навыков». Например, сначала крестьянин сам делал колесо и телегу. С появлением автомобиля механик мог сам собрать машину, но колеса и детали двигателя уже покупал и не мог бы сделать сам. Инженеры в 50-х годах сами паяли схемы, а  сейчас покупают готовые платы. То есть это не критическая и не сегодня возникшая тенденция, но с ускорением изменений «базу» надо пересматривать быстрее. Например, сегодня маркетологам возможно уже не надо учить Адама Смита, какой бы базой экономической теории это ни было, а инженерам надо поверить закону Ома на слово, не изучая физику процесса.  Доказанные теоремы должны быть признаны аксиомами. Целые области должны быть признаны закрытой историей. С другой стороны. Например, в известной мне области музыки. Если не знать «базы» сольфеджио (откуда взялись частоты тонов и полутонов) и принимать текущую музыкальную теорию за аксиому – как создать новую музыку? Очевидно, она как раз находится за границами классического сольфеджио. Не знаю ответа. Возможно, надо наоборот изучать «базовую базу», а последующими наслоениями пользоваться как готовыми фактами, но каждый из которых можно подвергнуть сомнению.

  2. Нет времени на цикл опыт – описание – преподавание. Работает только связка опыт – опыт. Таким образом, отмирает класс преподавателей как таковых. Есть только мастера, с которыми ты можешь получать новый опыт. Или вообще только твой сегодняшний опыт.  Твой же предыдущий опыт неприменим. Вчера ты делал так и получалось – сегодня не получается, и надо делать по-другому.


На второй тенденции хочу остановиться подробнее.

Сразу оговорюсь, что возможно в каких-то областях изменения происходят не так быстро, и есть время на рефлексию (создание и изучение корпуса знаний), в каких-то «база» пока не подвергается сомнению – в этих областях применима обычная система образования. Например, ну… как ни странно – грамматика. Несмотря на повсеместное внедрение спилчекеров, проверяющих грамотность, изучать грамматику необходимо для понимания структуры языка, а язык сам по себе живая меняющая структура, и в ближайшей перспективе в нем не видится значимого изменения.  Обычная система образования (и воспитания), конечно модернизированная – личностно ориентированная, кросспредметная, интерактивная и т.д.; с постоянным пересмотром понятия «базы» - может продолжать работать в части областей. Каких? Возможно, каждый должен определить для себя. Например, можно решить, что она необходима в области религии и морально – этических основ.

Но основная энергия должна быть направлена на разработку системы образования «с колес»: делаю – оцениваю результат – делаю по-другому.

На самом деле так было всегда: инженер учился в школе, в институте (получал базу), а потом приходил на производство и ему говорили «а теперь все забудь» (но на самом деле все же опирались на «базу»), он начинал решать конкретные задачи, применяя по мере возможности полученные знания, и дальше всю жизнь учился «с колес», по ходу дела оформляя находки в знания, которые передавались другому студенту. Что изменилось? Процент применимости полученных ранее знаний в сегодняшнем опыте критически снизился. Традиционная система образования перестала быть эффективной – все меньше надежды на то, что «это» когда-то пригодится, так зачем же время терять?

Посмотрим на жизнь глазами головастика. Допустим ему известно, что завтра его жизнь решительно изменится. У него начинают прорезаться лапы, но еще есть хвост и жабры. «Зачем эти наросты на спине?» - думает он. Он не знает, предстоит ему прыгать или летать. Чему он должен учиться сегодня?
Первое что хочется посоветовать – не тратить времени на учебу, т.к. все равно жизнь изменится настолько радикально, что все будет неприменимо. Даже зная его судьбу, глупо было бы тренироваться побольше дышать ртом, а не жабрами. Живи сегодняшним днем, делай то что можешь и получай от этого удовольствие. Да, учеба перед фазовым переходом – странное занятие, т.к. у тебя просто еще нет нужных органов (инструментов). И все же какие-то навыки или понятия будут полезными:

  • Не думай что все навечно, ты даже не представляешь, как все может измениться. Относись нормально к любым изменениям и отклонениям

  • Выживай! Очень много головастиков гибнет так и не став лягушками (лягушек нужно меньше чем головастиков)

  • Наблюдай за собой – что все-таки быстрее растет – лапки или крылья?

Возьмем другой пример – критическое будущее изменение среды, а не самого субъекта. Например, ты сбился с пути, видишь горящие окна дома, но не знаешь в какой ты стране, какой год, какое время года и т.д. Как можно подготовиться ко всему?
Не будет ли легче путнику, если он будет знать больше языков, единоборств, техник переговоров и т.д.? Если мы предполагаем, что он встретит одну из известных ранее ситуаций – да, правильный путь – расширение и углубление, оптимизация традиционного образования. Но если он может открыть дверь и упасть в синий цвет – он зря тратил время.

Так что же – просто ждать конца нашего света? Нет. Но не будем учить головастиков плавать! Не надо их учить ничему из нашего огромного и все равно уже неподъемного опыта. И да, долой патернализм. Это не про «них», это про нас - мы такие же головастики, просто потолще.

Выживай. Наблюдай. Делай. Не думай, что все навечно. Будь в потоке.

И это все не просто настрой и философия, а настоящее содержание новой системы образования - образования головастиков в эпоху сингулярности.

А проснусь и ползу по старинке,
Я - такой же, как ты, крокодил,
Но порою так чешется спинка,
Может это - предчувствие крыл?
(Александр Иванов)





Есть еще запись большого обсуждения статьи в фб, но сюда пока не могу опубликовать по техническим причинам. Но мне очень понравилась дискуссия, значит как минимум вопросы поставить мне удалось.

Интересно думать про это!

Комментарии

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
angry_mishka
11 сент, 2017 20:19 (UTC)
Ну, как человек из "другого мира" скажу.
Ох, скажу...

Но на всякий случай, сразу оговорка. Вот если бы не был с тобой знаком - просто прошёл бы мимо. А так - потрачу некоторое количество времени на объяснение.

Итак. На тему "что отомрёт".
Цитата:
Отомрет идея государства ... Уже сейчас многие люди фактически живут вне государства, только приспосабливаясь к правилам игры, но не играя в нее. Например, Павел Дуров...

Ага, знакомо, даже знаю, где взяла - Васильев тоже эту мысль толкает.
Но надобно заметить, что эту идею разрабатывали ещё в конце 19 - начале 20-века анархисты. Бакунин, там, Кропоткин... И на волне русской революции даже пытались реализовать. Лучше всего товарищи анархисты выступили феврале 17 года в Кронштадте, когда матросы революционно порешили полсотни "офицериков". Про самую удачную реализацию тов. Н.Махно будем упоминать? "Гуляй-поле"? Правда, превратилось всё в кровавую баню, а Махно - в кровавого упыря. Обошлись с анархистами, прямо скажем, "не очень", но это уже совсем другая история. Причём, если большевики смогли создать и удержать государство, то анархисты очень быстро показали свою полную несостоятельность. Во всём.

Про анархистов сделаем закладку - это важно. Я потом вернусь к этой теме.

Про "людей мира" - это совсем другая история, к анархизму имеющая косвенное отношение. "Люди мира" - в большинстве своём, в силу процесса глобализации утратили связь с Родиной и перемещаются по миру за своими капиталами.
И вот по причине трудности перевода капитала между границами, для них сильное государство помеха. Им действительно не интересно, что бы капитал работал в том же государстве, где был создан. Оффшоры, кстати, из этой же серии. Хомячим тут, а капитал - там. Нормуль, ничего личного, только бизнес.

Дуров? Отличный пример - создал ВК, заработал денег, обосрался в политике, отмазался от уголовки и быстренько свалил подальше вместе с деньгами. Ну норм, типичный "человек мира".
Да, ему государство - помеха. Да, капитал создан в России, из кошельков граждан и бизнеса России, но уехал вместе со своим владельцем.
(Я не хотел бы обсуждать, почему у Дурова так получилось - это тема отдельного разговора)

И вот потому мешать анархизм и глобализацию - не надо. Это не одно и тоже, хотя "люди мира" часто становятся ярыми сторонниками анархизма.
Мне кажется, я выше популярно объяснил, почему?

Кстати, анархизм и коммунизм - очень близки по духу. Только и одно и другое - утопия. Ни когда бы не подумал, что Аня является коммунисткой-утописткой) А оно вишь как...

Edited at 2017-09-11 21:09 (UTC)
angry_mishka
11 сент, 2017 20:23 (UTC)
2. Про Семью, роль и функции - коммунисты-утописты уже говорили про разрушение традиционной семьи. А коммунисты-практики вернулись к "ячейке общества"
Про отношение церкви к семье во всех религиях я просто умолчу - все моральные постулаты идут оттуда.
Проверено веками.
И даже последствия отказа от моральных ограничений тоже изучен. Даже не интересно обсуждать - ты сама кучу литературы прочитала на эту тему.
angry_mishka
11 сент, 2017 20:26 (UTC)
Идём дальше.

В условиях капитализма, транснациональные корпорации - основа экономики. С сильнейшим вертикальным управлением. Умрут только со смертью капиталистической системы хозяйствования.

Если вдруг так случится, что государство слабеет, то ТНК заменяют государство и все его функции, от полиции до армии.
(И тут сразу же вспоминаются старые советские новости про засилье ТНК в Латинской Америке)

Просто не все корпорации дорастают до больших размеров.
angry_mishka
11 сент, 2017 20:36 (UTC)
Идём дальше.

Инженер, не понимающий основ физики (это я про закон Ома) - не инженер, а "инженерный суррогат". Диплом есть, а базовых знаний - нет.
Даже пример есть выдающийся, когда один педагог-физик мне доказывал, что торможение юзом эффективнее, чем "не юзом". На просьбу привести формулу трения покоя и трения скольжения (где коэффициент сцепления резины и асфальта постоянный) - развил демагогию про АБС.
Но это "теоретик", а я ещё знаю практиков, которые из этих же соображений умышленно отключают АБС. Эти уже клинически опасны, а тоже высшее, с дипломом...

На тему "Процент применимости полученных ранее знаний в сегодняшнем опыте критически снизился" - это точно. Видела бы ты, что творят "жертвы ЕГЭ"... Это какой-то ужас. И переучивать их бессмысленно - проще сразу уволить. Очень часто приходится слышать "Видишь ли Миша, в теории - это одно, а на практике - совсем другое". Правда, потом, когда деньги потрачены, проект в убытках, а перспективы всё исправить уже нет - эти "практики" увольняются, а нам приходится расхлёбывать. Но это уже совсем другая история. Сейчас я таких сразу в расход пускаю - лень ждать, пока обосрутся.

Цитата:
На самом деле так было всегда: инженер учился в школе, в институте (получал базу), а потом приходил на производство и ему говорили «а теперь все забудь» (но на самом деле все же опирались на «базу»), он начинал решать конкретные задачи, применяя по мере возможности полученные знания, и дальше всю жизнь учился «с колес», по ходу дела оформляя находки в знания, которые передавались другому студенту. Что изменилось? Процент применимости полученных ранее знаний в сегодняшнем опыте критически снизился. Традиционная система образования перестала быть эффективной – все меньше надежды на то, что «это» когда-то пригодится, так зачем же время терять?

Вот, к счастью, я уже на излёте застал позднее советское образование. И в институте я получал базовые знания, общие предметы, а на специальных курсах уже то, что необходимо конкретному "производству". У нас в институт приходили специалисты и читали лекции. И после окончания института шёл на работу уже готовым специалистом.

Отец стал главным инженером НИИ ровно потому, что пришёл со знаниями из института и заставил "местных" делать всё по технологии, а не по опыту. Он рассказывал, как над ним смеялись вначале. А когда закончились проблемы с качеством - назначили главным инженером...

Edited at 2017-09-14 21:03 (UTC)
angry_mishka
11 сент, 2017 20:55 (UTC)
Про "обучение через опыт".
Ага, особенно теоретические основы электротехники... Я уже как-то тратил время на эту тему.

А если по-сути, то когда-то натолкнулся на очень простое определение градации знаний.
1. Бессознательное незнание - когда мы не знаем, чего мы не знаем.
2. Сознательное незнание - когда мы знаем, чего мы не знаем.
3. Сознательное знание - когда мы знаем и пользуемся этим знанием
4. Бессознательное знание - когда мы пользуемся чем-то, но не знаем что это и почему (ага, "пикник на обочине", навык, полученный опытным путём или интуицией)

Ну так вот. Теория, кругозор и школьные знания поднимают человека с (1) на (2). Он не может, и не знает "всего на свете", но уже понимает, чего он не знает. И при желании может найти информацию, книги, лекции на заданную тему. Или продолжить образование в профильном учебном заведении.

"Закон Ома" - база, после которой можно идти в радиоинженеры, конструкторы аппаратуры и т.д. Это как таблица умножения, как периодическая система, только чуть сложнее.
И в "аксиомы" переводить то, что требует понимания и доказательства - это прямой путь к невежеству.

А вот переход от (2) к (3) - это уже "учиться, учиться и ещё раз учиться". Как завещал дедушка Л.
п.(4) - опыт, количество которого не всегда переходит в качество. Воздушный шар построили опытным путём, самолёт - нет. Такой вот парадокс...

П.С. В этом году прогноз обещает сбор в 130 млн.тонн зерновых, что бъёт абсолютный рекорд СССР 1978г. в 127 млн.т. Просто урожайность выросла в три раза - с 16ц/га до 46ц/га. При всём при том, что за всю предыдущую историю человечества, поднять урожайность в два раза удавалось в лучшем случае за 500 лет. Но теперь что-то пошло не так...

Edited at 2017-09-11 21:14 (UTC)
angry_mishka
11 сент, 2017 20:59 (UTC)
И в завершение.
Вернёмся к анархистам.

Опытным путём, не изучая теории анархизма, не изучая практику, не оглядываясь на давнюю и недавнюю историю, не понимая, что из этого получилось и почему вышло именно так, можно наступить на те же грабли, что и прошлый раз.

Сломать можно. А вот построить - тут знания нужны. Читайте книги. Учитесь. И не повторяйте чужой опыт на собственной шкуре и на своих детях.

А вот что действительно интересно, так это ответ на вопрос - что есть современная база, и какой она должна быть. Тут я теряюсь - смотрю, что в школе происходит, и мне это сильно не нравится.

Edited at 2017-09-11 21:54 (UTC)
mrs_truly
13 сент, 2017 10:18 (UTC)
Миш, спасибо за комменты. Ты чисто и подробно представляешь противоположную позицию. Если у тебя все ОК, ты уверен, что все сделано и делается правильно (в своем обучении и обучении детей), ты счастлив и знаешь как обеспечить счастье детям - все отлично! Ничего не надо менять! Ты одной своей уверенностью доживешь до ста лет в своем мире, и сына протащишь на этой же уверенности. У меня не так, я вижу много вопросов, и не знаю ответов, пытаюсь их искать. Твои ответы не годятся, т.к. ты не принимаешь моей базовой предпосылки - "что если в новом мире ВСЕ СОВСЕМ НЕ ТАК И МЫ НЕ ЗНАЕМ КАК", или вернее - "мне не нравится этот мир, я хочу создать СОВСЕМ ДРУГОЙ" (а ты приводишь мне пример отца главного инженера 50 лет назад). Как раньше работало я в целом знаю
angry_mishka
13 сент, 2017 11:32 (UTC)
Самое забавное, что с тех пор ничего не изменилось.
Всё тоже самое, всё те же проблемы.

Как с появлением книгопечатания - доступ к информации резко упростился. Широта охвата увеличилась... Появились книги, выпущенные "неправильно" ну и вот это вот всё...

Утверждение "это было давно, а сейчас всё изменилось" - ложно. 2 + 2 всегда будет 4, что сейчас, что 50, что 100, что 1000 лет назад. Работа "социальных лифтов" тоже не изменилась. Просто в эпоху перемен на них заезжает наверх слишком много плесени. Потом её долго и трудно чистят. Грязными руками. Химией. Иногда ещё и ремонт делают.
Отец занял высокую должность в эпоху, когда нужны были люди со знаниями. И упал вниз, когда потребовались другие знания и другой опыт - как деньги по карманам распихивать, а не электронику производить...
Но времена меняются...

По поводу "знаю, как" - нет, не знаю. Тут каждый ищет свою дорожку. И кто-то её найдёт.

Но вижу, что то, что ты предлагаешь - ещё хуже. Причём существенно. (удерживаюсь, что бы не сказать "ужасно"). Почему - я постарался очень подробно объяснить.
mrs_truly
13 сент, 2017 11:34 (UTC)
"Утверждение "это было давно, а сейчас всё изменилось" - ложно" - все, можно дальше не спорить. Я верю в наступление необратимых фазовых переходов, в конец нашей цивилизации, длившейся 2 тыс лет
angry_mishka
13 сент, 2017 11:54 (UTC)
Да-да. Есть даже такой термин "постнаука" или мне больше "постмодернизм", где одна из догм (ага, именно догм) что было раньше - устарело.

На Западе эту философию усиленно проталкивают, призывая отказаться от традиций, религии, научных знаний и прочего "государства". Это путь в никуда.

На эту тему лучше всего сказал тов. Зализняк в своей лекции. Вообще-то у него много хороших лекций. Но в этой - как раз то, что я так стройно написать не смогу.
angry_mishka
14 сент, 2017 21:16 (UTC)
Вот потребовалось некоторое время на обдумывание твоей фразы: "Я верю в наступление необратимых фазовых переходов, в конец нашей цивилизации, длившейся 2 тыс лет"

Аня, так нельзя, это путь в бездну.

Посмотри на людей, которые ждали конца света в 2000 году. Всё тоже - готовиться, запасы делать, убежища копать. Одних дурней как-то спасли в весеннюю распутицу - там у них талые воды начали заливать пещеру. Но это необразованная деревенщина - они ж как дети ведутся на простые вещи. А у тебя - "сингулярность", "фазовый переход", "бабочка Лоренца" ну и т.д. А суть ведь таже!

Скажи мне, что это не так.

Edited at 2017-09-14 21:17 (UTC)
angry_mishka
3 дек, 2017 23:21 (UTC)
К вопросу о технологической революции, знаниях и войнах.
Я уже как-то говорил, что знания - инструмент. И обладание знаниями не предотвращает войн, а наоборот, переводит военную ситуацию на другой, более качественный уровень.

А поскольку человек, скотина эдакая, с жизнью расставаться как-то не очень хочет, да и на тему рабства у него другие планы, то пускает свои знания в первую очередь на изобретение оружия, а потом - на всё остальное. Ну, что останется... Иногда на "всё остальное" уже ничего не остаётся. Мы это всё наблюдали в своём радужном детсве.

Вот пример очередного шага на новую ступень развития оружия
https://www.youtube.com/watch?v=9CO6M2HsoIA
( 12 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com