?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наш самый ресурсоемкий и новаторский проект последних трех лет - площадка свободного образования "Утренняя школа". Даже сложно подводить итоги года отдельно по УШ, т.к. она вплавилась в нашу жизнь (чего мы собственно и хотим - чтобы образование было не отдельным процессом, а частью жизни).


В конце статьи приведу текущую версию Устава школы. Для меня самое важное то, что в этом году зажила идея равного сотрудничества семей на одной "технологической" площадке. Мне кажется, что У.дача и мы - на сегодня это два проекта именно семейного образования, а не "хорошей частной школы с включенностью родителей".Вот для примера как прошел ноябрь - декабрь и кто все это делал:

1.      Проекты (курсы, мероприятия)
a.      «Экспедиция» с Ириной Гаврилиной: Даниловы
b.      «Заниматика» с Денизой Юсифовой:  Глухарева
c.       «Ролики – горные лыжи» с Анной Громовой:  Гаврилина/ Кузнецовы
d.      Русский язык со Светланой Борисовой: Глухарева
e.      «Оркестр» с Александрой Скворцовой: Даниловы
f.        Бассейн: Даниловы/ Кузнецовы
g.      Практика внимательности: Даниловы
h.      Экскурсия «Театр начинается с…»: Кармановы
i.        Поездка в Быково: Глухарева
j.        Лагерь в Еремино «Мастерская Деда Мороза»: Гаврилина, Костыгова, Кузнецовы
k.       Умные полдники: Кузнецовы
l.        Встреча с Лобком: Даниловы
m.    Пряники: Даниловы
n.      Встреча с мат кружком «Платон»: Кармановы
o.      Экскурсия на «Чистую Линию»: Кузнецовы
p.      Поездка в Рогачево: Даниловы
q.      Тренинг по МЭШ: Даниловы
r.       День Гномов: Глухарева
s.       Соревнования по плаванию: Даниловы, Кузнецовы
t.       Новый год: все

2.      Общешкольные задачи
a.      Принципы и правила организации и участия в проектах: отв. за сведение списка - Даниловы
b.      Расчет затрат (учитываются участие каждого в проектах + общешкольные затраты):  Даниловы
c.       Сбор и распределение средств по проектам (по принципу «складчины» - все затраты на месяц раскладываются на участников пропорционально коэффициентам участия): Курченко
d.      Расписание общих проектов: Даниловы
e.      Арендный договор: Даниловы
f.        Имущество и капитальные затраты (мебель, коробки, посуда и т.д.): Кузнецов
g.      Закупка канцелярии и других расходников: Гаврилина
h.      Логистика перемещения детей: Глухарева
i.        Мероприятия (праздники, соревнования и т.д.)
j.        Питание: Кузнецовы
k.       Верстка и дизайн: Костыгова


Еще очень круто и удача года - мы переехали в "Содружество" на Таганке и подружились с Вероникой Вальковской. Вероника очень расслабленная и в то же время энергичная, например она смотрела-смотрела на наш шкаф, да и завесила его для красоты незаметной шторой. Она очень любит наших детей, а они ее. Кстати, это знакомство произошло благодаря Дуне Валовой, так что все как всегда связано.


Коротко о декабре 2017.

Встреча с автором "Вероятностного образования" и "Азартайнинга" Александром Михайловичем Лобком. Разговор получился кулуарным и насыщенным, получила огромное удовольствие, и уже сейчас понятно, что это одно из поворотных событий в развитии нашего проекта. Кроме нас и организаторов были ребята из "Бюллербю" и "Города Мамск" из Твери.




В голове прочно поселилась концепция "островов". Почитайте книгу Лобка про вероятностное образование. Ниже привожумой конспект встречи:

Про цели
(В чем цель образования?)
Зачем вообще нужна цель? Нужна (это удобно), но главное не становиться ее заложником. Есть намерения, веер тайных целей, вот например как у вас сейчас на этой встрече. Цели постоянно меняются, а смысл остается - но это то, что появляется после, смысл предположить заранее нельзя, а тем более поставить как цель. Нужна постоянная инвентаризация целей. Главное присматриваться к разнице между постановкой целей тогда и сейчас, за динамикой этого процесса. Деформация целей - это нормально и хорошо. Моя претензия к школе не в том, что у нее есть цель (ФГОС), а что она не динамична.

- Читайте мою "Антропологию мифа"

Про комфорт
Многие семейники попадают в эту ловушку - комфорт как цель. Комфорт неочевиден! Например, альпинисты - им явно дискомфортно, но в каком-то смысле и наоборот. Образование - всегда выход за границы очевидного комфорта. Образованный человек создает зону комфорта в зоне трудного. Школа создана как инструмент дискомфорта, но моя претензия не в этом, а в том, что этот дискомфорт неконструктивен. Моя глобальная претензия к средствам, образовательный дискомфорт не может быть манипулятивным, унижающим.

Про письменность
Наша цивилизация началась с создания письменности, она держится на письменной речи и других знаковых, символических системах. Как стать счастливым внутри письменной культуры? Письменная культура всегда была признаком избранности. Я не про счастье, я про школу. Можно быть счастливым другими способами, но задача школы, цель образования - изучение символических структур. Их не привязать к реальной жизни, в них надо вводить, вдохновлять, в этом лидерская роль учителя. Но я говорю не про умение писать, а про владение языком. Владеть письменной речью - означает вступать посредством письма в диалог со своим внутренним миром. И надо научиться, чтобы сложный язык не был средством самоутверждения и унижения других. Тоталитаризм создают люди, пережившие в гимназии психологический дискомфорт, есть социальная месть.

Про конспекты
Вот ваши конспекты - это и есть то, чему надо учить детей! Вы услышали, дешифровали, расшифровали в свой смысл. Это и есть образовательный процесс. Музей конспектов - их бы накапливать и вешать на стенах, это лучшая рефлексия.

(Зачем же сохранять цивилизацию и образование, породившие тоталитаризм?)
Я романтик, но я люблю живую историю, люблю именно нашу цивилизацию, культуру. Да, она породила катастрофу, но она породила и гуманизм. Не надо идеализировать "жизнь в единении с природой". Более того, я сторонник прогресса. Другое дело, что подлинной письменной речи, знаковым культурам никогда не учили. Учили "писать" и "читать", подменив роль школы на "дать знания", это и привело к катастрофе.

(Если у образования есть цель - изучение символических систем/ языков/ письменности - в чем же вариативность?)
Вероятностность - в том материале, на котором развивается письменная речь. Ни одно из произведений литературы нельзя назвать точно базовым и необходимым, ни одно. Я учу не конкретным книгам, я учу языку. В математике есть тоже много школ со своими языками, и если ты роешь в одном месте, ты не можешь рыть в другом. Человек не безграничен! Базой является только язык.

(Как же сделать другое образование в этой же системе?)
А я не претендую на создание общей системы. Я создаю острова. Единственное, на что можно рассчитывать при встрече со мной - я демонстрирую другой, свой тип мышления. Философа нельзя принимать частично - его мышление целостно. Могут быть только острова, и мостки между ними. Но не для того, чтобы острова слились, а чтобы ходить в гости. Не пересаживать к себе все что понравилось, а смотреть и создавать свое. Можем с вами что-то такое делать. Приходите в Академию Азартайнинга, правда ее еще нет:)




А это Надины конспекты этой встречи и общего проекта Лобка про школу будущего. (Они вообще с Надей нашли друг друга:)


МЭШ. Мобильная электронная школа - электронная система поддержки общеобразовательной программы, в ней зарегистрированы все наши "школьники". Мы начали внедрять МЭШ осенью, провели настоящий обучающий семинар, но прижилась она у всех по-разному, именно школьного проекта пока не получилось, есть только личный опыт использования. В целом я считаю, что за такими системами (плюс нормальная площадка совместной проектной работы, отчетов и т.д.) - будущее самостоятельного образования.



Вот как это работает у нас. Катя занимается в МЭШ почти каждый день примерно по часу, математикой и русским, немного окр миром, английский пока не успеваем. Ей очень нравится. Важно, что она сама работает почти в своем темпе (ну мы немного подпинываем, типа пойди посиди в МЭШ, давай доделай этот урок, но не жестко), в своем компе, это ее время и ее дело. Примерно мы прикинули, что чтобы успеть пройти программу 2 класса, надо проходить 1 урок в день, но не получится так не получится. Оптимальная схема такая: она что-то делает, а я варю суп (то есть не сижу с ней напрямую, но нахожусь рядом). Она задает много вопросов, примерно 50% "непонятен вопрос" (надо просто перечитать с ней задание), 40% "непонятна тема" (надо объяснить по сути, или вместе найти в системе объяснение, или пойти в интернет, иногда целый день уходит на поиск ответов, т.к. затрагивается какая-то тема, которую мы вообще не брали), 10% "непонятно в чем моя ошибка - почему система ставит мне "неуд" (надо перечитать вопрос и вместе понять в чем ошибка, обычно система сама подсвечивает неправильные ответы, но ребенку не всегда понятна логика).

При такой схеме (что я рядом) роль "преподаватель" в системе по сути не нужна, т.к. почти все задания проверяет сама система тут же (есть задания "с открытым ответом", которые должен прочитать препод, но я же вижу как она их делает и могу прокомментировать). В принципе в системе заложена возможность что препод назначает определенные задания, но мы используем другую схему - в общем массиве заданий ученик сам выбирает, что интересно.

Технические несовершенства системы и интерфейса, на которые мы много обращали внимание при начальном обучении, никак не проявляются, т.к. с интерфейсом научились справляться, а логические проблемы видимо касаются взаимодействия с преподавателями, проверок, оценок и т.д., которые мы не используем.

Итак, что мы получаем от системы:

  • ребенок проходит общеобразовательную программу (90% инструментальные навыки типа орфограмм, таблицы умножения и т.д.)

  • проходит в своем темпе, при этом понимает где он находится - все время видно все содержание, она разбирается какие есть темы, уроки и т.д.

  • сильно поднялось чтение (т.к. все задания надо читать), грамотность письма (т.к. там спилчекер) и техника использования компьютера (если честно на все обучение ушло 2 раза, после этого она сама смогла найти нужный ролик в яндексе, написать папе письмо с вопросами и т.д., не затронут пока только офис)

  • открываются темы нам для совместного обсуждения (например, проходили лучи в геометрии, потом можем использовать эту терминологию и т.д.)

Чего мы НЕ получаем:

  • это не подготовка к аттестации! т.к. как минимум система построена по другой программе, чем будет проходить аттестация в Наших пенатах (это тоже программа по ФГОС, но другая)

  • не факт что мы пройдем всю программу 2 класса, т.к. чтобы реально получить результат в срок - должна быть применена совсем другая схема работы со взрослым/ преподавателем, контролирующим план работ

  • открылись части программы, с которыми мы не согласны, или они кажутся нам сейчас избыточными (в основном куча вопросов к странному предмету "Окружающий мир", Ира настолько по-другому и хорошо его дает!), т.е. часть программы не проходится - пролистывает или ребенок или мы

  • думаю что часть вопросов она проходит не достаточно глубоко (прошла тест и ОК), т.е. для того чтобы быть уверенным, что она поняла про те же лучи, надо бы повторять, я еще не поняла, включено или это в систему, или там каждый раз новая тема

Соревнования по плаванию. Спорт как-то естественно становится второй комлиментарной половиной свободного образования - именно в спорте уместно воспитывать дисциплину, здесь усилия являются реальной ценностью, здесь есть конкретные неспорные результаты. Все наши дети занимаются в 2-3 спортивных секциях. В декабре те, кто ходит по пятницам в баню при бассейне МЭИ и к прекрасному тренеру Раисе Николаевне Морозовой, и те кто тренируется самостоятельно и в других спортивных секциях - получили кучу медалей на зимних открытых соревнованиях МЭИ (50 м вольным стилем, на спине, брасс, баттерфляй). Федя - золото баттерфляй, Варя - два серебра, Катя серебро, Оля бронза, Даша в цветах. Молодцы! Горжусь.




В историю вошел юлин мем "И это еще Оля руками не гребла!" (с)


Все фотки здесь


Новый год. Ну тут наша концепция распределенных проектов и задач показала себя во всей силе, и получилось просто круто.



Краткое содержание:

* Подготовка с ночными зарубками в вотсапе. "Что, еще собаку делать?? Мама! Мы только кровавыми слезами шар накрасили!"
* А шары были по следам выставки "Театр начинается с палки", типа "все начинается с шара"
* Открытки всем учителям и тренерам
* 10 Дюм на елку - мегаоткрытку для Иры, с Ирой-звездой на макушке
* Тем временем дотошный Антон методично закупает подарки и снежинки
* Светка рисует снегиря
* Таня Глухарева скупает "Метро"
* Я купила 10 ленточек для медалей, потом вернулась еще за 4, потом еще за 2
* Таня Щанина готовит мешок
* Кристина с Олегом украшают и тащат сумки Тани Глухаревой
* Дети спят в машине после соревнований по плаванию
* Антон таки выздоровел
* Другой Антон (дотошный) раскладывает пазлы по пакетикам
* Ира переоделась в платье
* Все подвалили, сосиски на гриле
* Юля таки делает умный полдник с собачьими следами
* Выставка картин! Деревья, олени, осень, зима
* Выставка собак! Все звезды. Компетентное неподкупное детское жюри присудило 10 медалей: Василиса самая красивая собака, Катя лучший артист, Даша музыкальная, Леша воспитанный, Тимофей лучший костюм (порода), Тимоша (Света) самая умная, Оля-Дюма самая милая, Антоша лучший защитник, Варя самая спортивная, Федя (Таня) добрая
* Еще 4 медали малышам "Будущий чемпион"
* Дед Мороз забрасывает мешок с подарками прямо в окно! Дележ почти без крови и слез
* Призы от Денизы
* Призы от Эльвиры
* Дети - деды морозы и снегурочки - заваливают подарками, сделанными в лагере и в школе, родителей и бабушек
* Общее фото - нас было 34 человека!
* Вероника - ангел, а "Содружество" однозначно "Лучшая конура - 2018", ну а Ира "Лучшая хозяйка", это как раз 2 последние медали



С гордостью добавляю в коллекцию елок - итогов 2017 нашу УШ-елку, вон она висит на доске:


Все фотки НГ УШ - 2018 здесь



А еще мы издаем Энциклопедию, и похоже у нас разворачивается Парк-школа... Но об этом позже:) Пока публикую текущую версию нашего рабочего документа - Устава. Им правда в основном пользуюсь только я и новые участники, но пару раз он нас выручал.

Устав "Утренней школы", январь 2018

Мы создаем площадку
·         для реализации семьями и детьми самостоятельно
·         идей свободного, целостного, самонаправленного образования
·         и любых интересных, живых, вдохновляющих образовательных проектов

Принятие решений о содержании и формах образования остается у ребенка/ в семье
«Школа» нужна для:
·         Обмена идеями
·         Создания групп детей
o   многие образовательные методики работают только в группе
o   формируем социальные и коммуникативные навыки
·         Оптимизации логистики и затрат

Как это работает
1.      Семья придумывает проект, описывает его и предлагает всем участвовать. Семья выступает организатором этого проекта: находит необходимые ресурсы,  распределяет задачи, определяет задачи педагога, решает организационные и финансовые вопросы, ведет переговоры и т.д. Другие участники могут присоединиться к этому проекту в качестве участников
2.      Школа имеет общие задачи, ответственность за которые распределяется между участниками проекта:
a.      Описание общих принципов и правил, организация их обсуждения и утверждения
b.      Администрирование распределения общешкольных задач
c.       Организация собраний и других форм обсуждения общешкольных вопросов
d.      Расчет затрат (учитываются участие каждого в проектах + общешкольные затраты)
e.      Сбор и распределение средств по проектам (по принципу «складчины» - все затраты на месяц раскладываются на участников пропорционально коэффициентам участия)
f.        Администрирование сводного расписания проектов
g.      Арендный договор
h.      Имущество и капитальные затраты (мебель, коробки, посуда и т.д.)
i.        Закупка канцелярии и других расходников
j.        Логистика перемещения детей
k.       Питание
l.        Верстка и дизайн полиграфии, сайта
m.    Администрирование групп в соц сетях
n.      Организация информирования участников по общешкольным вопросам
o.      Администрирование сайта
p.      Ведение архива фотографий и документов проекта
3.      Для каждой семьи – участника «Утренней школы» обязательно:
a.      Организация не менее 1-2 самостоятельных проектов (любого масштаба) в течение года
b.      Ответственность за не менее чем 1 общешкольную задачу (любого масштаба)

Принципы и правила организации и участия в проектах УШ
1.      Все проекты «Утренней школы» построены на принципах дружественного, мотивированного обучения, уважения к личности ребенка, экологичной среды. Мы не делаем проектов, связанных с насилием
2.      Мы дорожим созидательной атмосферой и эмоционально поддерживаем идеи и проекты и лично друг друга, избегая негативных оценок. Если проект не нравится –  не участвуешь в нем/ реализуешь свой
3.      Все родители сами отвечают за безопасность и здоровье своих детей. Мы можем добровольно и самостоятельно просить приглашенных педагогов временно побыть с нашими детьми, но юридической ответственности, как в образовательных учреждениях, у них не возникает
4.      Мы уважительно относимся к ограничениям семей, связанным например с медицинскими, религиозными или мировоззренческими убеждениями. Семья должна сама заявить о том, что ей неприемлемо (например, мороженое и сладкое для аллергика, празднование Хеллоуина для православной семьи, посещение зоопарка для экологов и т.д.), и такие проекты не будут делаться, или не будут позиционироваться как общешкольные, или для детей с другим подходом предусматривается альтернатива (например, приносятся фрукты «для тех кто не ест выпечку»)
5.      Элементом планирования учебных курсов является спринт (2-3 месяца). На этот срок заключаются договоры с преподавателями, за этот срок мы предупреждаем аренду, участвовать в курсах можно не меньше чем на спринт (исключая пробные занятия)
6.      Участие в проектах определяется и оплачивается на месяц вперед, не пересчитывается «назад» по факту посещения. При этом в конце предыдущего месяца при расчете бюджета на следующий месяц можно заявить о своем частичном участии в курсе, и расчет будет это учитывать (иное должно быть указано организаторами в условиях курса)
7.      Мы открыты для присоединения к проекту неограниченного количества семей, заинтересованных в развитии описанного формата и придерживающихся наших принципов. Присоединение к проекту происходит так: семья придумывает проект, описывает его и предлагает всем участвовать… (и далее см описание выше). Все участники школьных проектов  = участники «Утренней школы», и на них распространяются ее принципы и правила. То есть у проектов УШ не может быть «внешних» участников, не создающих проекты, не участвующих в общешкольных задачах и т.д. Это связано не только с тем, что проекты используют общешкольную инфраструктуру, но главное – с необходимостью культивации созидательной атмосферы, «перекрестного опыления», равноправия участников; у нас нет «клиентов».
8.      …

Profile

mrs_truly
mrs_truly

Latest Month

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com