?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вторая половина 4 сезона "Утренней школы" получилась сложной и закончилась фактически разделением проекта - Глухаревы уехали в Германию, а Василиса, Варя и возможно Федя, то есть большинство наших старших учеников, уходят с сентября в другие школы. Снова мы стоим на перепутье и сочиняем новую школу - Школу 5.0.



В целом я не грущу, потому что это жизнь, и этот кризис был заложен в самом формате школы и в наших поисках в направлении свободного образования. Тут можно выделить несколько тенденций:

  1. Дети становятся старше, и тревожность нарастает. А что если они так и не будут серьезно учиться? Как измерять результаты свободного образования? Вот они все веселятся, общаются, тусовка отличная, а учеба где? - У всех разные ответы на эти вопросы. Как бы мы не заявляли свою приверженность Self Directed Education, в конечном счете понимание "что такое образование" у каждого свое. Многие выбирают таки традиционные формы обучения и оценки, а тогда непонятно, зачем вообще вкладывать такие ресурсы в свою школу, если есть школы, более успешно решающие традиционные задачи, гарантирующие результат, наконец, более профессиональные.

  2. Большой вопрос систем свободного образования - безопасность. Масштабный конфликт, потрясший школу в апреле, был связан с тем, что части семей не близок свободный подход (или вернее то, как его понимает наш ведущий педагог и другая часть семей) в формировании атмосферы, коммуникациях, построении детского коллектива, обеспечении физической безопасности. Прозвучали требования к педагогам авторитетно вмешиваться и разруливать детские конфликты, более активно формировать правила, написать законы школы, добиваться их исполнения и т.д. Конкретный пример, если говорить совсем просто, выглядел так: одни дети обижают других. Что делать? Защищать? Ждать пока они сами разберутся? Запрещать? Ира совсем не сторонник пускать все на самотек, но ее методы работы с коллективом довольно мягкие, не авторитарные, как я понимаю она не то чтобы выстраивает среду, но сама ведет себя определенным образом, и за счет того что она очень включена во все процессы (вернее почти все строится вокруг нее и с ее участием) - дети со временем впитывают ее уважение, ее отношение. Ира сторонник постоянной группы и длинных периодов. Она всегда говорит, что нужно один, два, три месяца, а иногда и больше, чтобы какая-то коммуникационная проблема в коллективе решилась (при этом что-то может и не решиться), нужна поддержка и спокойствие родителей... В общем для того, чтобы среда свободно, сама сформировалась как дружественная, конструктивная, вдохновляющая - нужно время, терпение, готовность принять любой результат. Не всегда мы готовы к такому. Другие школы решают это или через демократические инструменты - круги, собрания, законы, причем регуляция как бы передается детям (они выступают судьями, полицейскими, законотворцами), но на самом деле везде за этим стоит фигура взрослого, который следит за тем, чтобы вся эта демократия не принимала жестких форм - говорится что взрослые вносят в эту систему мораль, культуру. Другой вариант - в школе изначально есть лидерские фигуры взрослых, которые берут на себя формирование атмосферы и отвечают за безопасность. Кстати, действительно психологическая и физическая безопасность - две части одного и того же процесса. Как только мы представили, что вот ребенок упадет на площадке и сломает руку, и окажется что совсем не все родители думают "жаль что так получилось, но это со всяким может произойти", а кто-то все же считает, что педагог должен за это ответить - делать и дальше "свободную среду" стало проблематично, так как мы сами потеряли спокойствие (и несчастные случаи, к счастью несерьезные, стали реально происходить).

  3. Школа стала требовать все большего включения семей. Это получилось само собой, так как снять тревожность по пунктам 1 и 2 оказалось возможным только находясь в школе, понимая изнутри, что происходит, внося при необходимости свои коррективы в процесс, меняя школу под себя. У самых активных участников к концу года силы были на исходе.

  4. При этом реально те вопросы, с которыми мы столкнулись - цели образования, методики, выстраивание партнерских коммуникаций, да буквально все! не имеют однозначных ответов. Было бы здорово взять какую-то работающую модель и списать ее! Но таких нет. Есть типа успешные западные проекты, но они - продукт того общества, тех социальных принципов, совершенно других систем не только образования, но вообще общественной жизни. Они к нам не переносятся. В России всем проектам нашего направления - 2-3 - максимум 5 лет (то есть мы чуть ли не самый старый проект из всех), так что вообще нельзя пока оценить их успешность. Есть много школ, которые нам нравятся, но они тоже в самом начале пути, мы подружились со всеми, вместе ищем какие-то ответы, стараемся обмениваться опытом. Я вижу в этом выход, так как ресурсов одной небольшой школы на поиск смыслов и разработку методик, причем таких, в которых мы сами были бы уверены и могли бы на них опираться - ресурсов никак не хватает. В этом году я тратила на школу 80% своего времени, почти не могла работать над другими своими проектами, но этого хватило на решение только очень маленькой части вопросов.

  5. Модель "горизонтального партнерства", в которую я продолжаю верить, заработала лишь частично. Первые годы школы я считала, что вот мы такие друзья или хотя бы приятели, нам приятно и интересно общаться друг с другом, и на этом фундаменте мы построим общий проект. "С кем" было важнее чем "что". Потом произошло ряд событий, из которых стало понятно, что мы в общем не совсем друзья, мы как бы коллеги, нам не так и важно общаться друг с другом, поэтому была предложена модель более холодных партнерских отношений. Стало важнее "что", чем "с кем". За этот год мы встречались все вместе только на праздниках и на 1-2 собрании, на последнем из которых как раз и выяснилось, причем достаточно в конфликтной форме, что за это время мы очень далеко ушли друг от друга в личностном плане. А "что" делать - так и непонятно! (см. п.4). Когда я поняла, что о едином смысле мы не договоримся (нет единых правильных ответов для всех, поэтому мы и выбираем семейное образования - для каждого ребенка хорошо свое), я предложила такую модель - пусть смысл остается внутри каждой семьи, а школа будет только технологической площадкой для реализации семейных проектов. Я до сих пор верю в эту схему, но видимо какие-то совсем общие, верхнеуровневые смыслы школы должны быть сформулированы (но я до сих пор не знаю - как это сделать с учетом всех интересов). Во всяком случае не может работать такая система, в которой не важно ни "с кем", ни "что". И отдельно большой вопрос - как без лидерской модерации сделать так, чтобы атмосфера была конструктивной, созидательной - вопрос из п.2 - безопасность в свободной среде - так же не решен для взрослых, как и для детей. В тему - где-то в середине года коллективными усилиями родилась такая схема:



И все же я очень рада, что этот проект есть. Это большая удача, что он прожил 4 года. Наши дети за это время очень выросли, и все что с ними происходит - мне нравится! Они любят учиться, любят школу, дружат друг с другом. Даже если мы сейчас все закроем и разойдемся по обычным школам - все это было не зря. Я искренне благодарна своим товарищам, что все это время они терпели мои искания, метания, может быть они хотели бы, чтобы я таки приняла свою лидерскую роль, просто и понятно объяснила свои цели, и они присоединились бы ко мне, или наоборот отсоединились. Но моя проблема, вернее мой личный поиск как раз в эти годы происходит в направлении отказа от идейного лидерства. Я готова быть техническим лидером, организатором, коммуникатором, но я не хочу брать на себя идейное руководство, постановку целей, просто потому что я не знаю точно где они, эти цели. Я в поиске, в процессе. Я вижу свою роль в сведении разных смыслов. Может быть мне не всегда это удается, очень много есть оценочности, сложно принимать разное, другое, много требований к другим. Но я рою в эту сторону. Каким-то жестким образом в моей голове этот личный поиск связан именно с вопросами воспитания и образования. Я не хочу демонстрировать детям лидерскую модель, хочу чтобы у них было свободное самоопределение, хочу чтобы они жили в мире без насилия, а для меня сейчас лидерство = насилие. Я буду продолжать делать свою школу, потому что этот проект лично мне дает возможность двигаться по новым для меня путям, создает площадку для необычного для меня общения с моими детьми - они растут в другом мире, и все же не отдельно от меня.






Какой же будет эта Школа 5.0? Если честно, я даже не уверена, что это будет "Утренняя школа". В конце концов, этот бренд принадлежит всем его создателям, в том числе и тем, кто уходит из проекта, и тем, кто уже ушел. Наверное, мы оставим это название, только если модель школы каким-то образом будет включать участие в нем ушедших семей. Но название не так важно.

Про смыслы мы много рубились в ночных он-лайн зум-конференциях во время летнего лагеря. Это было прекрасно! Каждый из родителей каждую ночь представлял одну тему (например "Оценка результатов образования" или "Преодоление"), высказывал свою позицию по этому вопросу, остальные задавали вопросы. Мне кажется мы все очень продвинулись за это время. Встречи приостановились, как только мы разъехались из лагеря (все же какая-то часть участников должна сидеть в одном месте), а еще после того, как Кузнецовы представили модель, как бы выбивающуюся из ранее обсужденных позиций, и при этом очень задевшую всех. Пока мы говорили на отвлеченные темы - все было мило и интересно, но как только мы вплотную приблизились к тому, кто же как видит новую школу - все стало очень болезненно и снова сложно. Наверное, мы пока не готовы сформулировать школу, надо еще подумать и подойдти с еще какой-то стороны. Сейчас отдохнем и запустим новую серию обсуждений.



Еще лично я очень многое обдумывала во время выпуска книги "Острова. 16 проектов свободного образования", которую я как редактор сделала из материалов 16 школ, близких нам по духу. Это был прекрасный проект! Кроме самого смыслового продвижения, новых связей, новых идей, новых горизонтов - для меня это был как раз пример моего технического лидерства при сохранении смыслов моих партнеров. Мы напечатать 500 штук книг, почти все они распроданы и раздарены, можно купить электронную версию. Осенью и далее планирую продолжать эту серию.



Эта книга была для меня в каком-то смысле подготовкой к проведению Проектной школы на фестивале свободного образования "Я живу - я учусь". Вообще как я попала в эту тусовку - это чудо и удача года. Меня как-то выдернули в нее прекрасные девушки из школы НОС и У.Дача (Лика Крючкова и Маша Кожанова), а потом как-то все закрутилось, и вот мы уже в 4 утра спорим о демократическом образовании (как когда-то на коммунарском сборе! позже со мной по-моему такого уже не было) в рассветном отеле "Шератон", и все такие вдохновленные, все такие... Короче это было как-то очень душевно.




На фоне всех кризисов, а они были и есть в каждой школе, мы ощутили, что нас совсем не мало! Мы построим новый мир! Мы говорим на одном языке! И прочая романтическая ерунда, и пустая Лениградка, и сто тысяч лайков в отчетных фотографиях, и бесконечные признания в любви друг другу... ну реально коммунарский сбор. Кстати о Владимире Абрамовиче, директоре нашей коммунарской школы, я думала все время работы над книгой, и на этом фестивале. Вся моя антишкольная деятельность мне время от времени казалась немного предательством его идей - ведь у нас была отличная школа, а я вот так теперь против нее. Но оказалось, что мы делаем почти то, о чем он говорил, просто в другой форме! (Об этом мне и Марина Алексеевна написала в прекрасной рецензии на нашу книгу). Я снова ощутила себя их учиницей и частью общего процесса добра, и это было приятно.


Все мои фото фестиваля

Да, какой же будет наша Школа 5.0? Прошел уже месяц каникул, а этот вопрос постоянно стоит в голове, почти так же неотвязно, как стоял весь год, и в кризисном апреле, и в итоговом мае... А ведь осталось всего 2 месяца до 1 сентября... А не знаю пока:)  На крайняк будем делать все так же, с теми кто готов на такую сложность, ресурсоемкость, неопределенность и риски. Потому что то что мы уже сделали - очень круто. Без всяких но.

Несколько достижений последнего полугодия. Юля делала "Умные полдники". Их не пропускал никто! Это когда все вместе готовят что-то очень вкусное, едят это, а Юля рассказывает что-то про страну - родину полдника, или про какие-то связанные темы или события. Это без преувеличения лучшая форма образовательного процесса и самая успешная методика.




Антон проводил Робототехнику. Это был второй безусловный хит программы. Антон собирается продолжать, связывая все больше практические задачи и теоретическую математику.




Мы со старшими детьми сделали театр КрыСоТиСо и поставили "Шерлока Холмса".




Аня Шишкина сделала целый цикл "Чудеса Света" - про Египет, Вавилон, Грецию - узнали кучу всего нового, все сделали своими руками, везде побывали.




Данила сделал занятие по раздельному сбору мусора. У нас стартовал английский.



Первоклассница Оля и второклассники Катя, Варя, Федя и Даша - сдали аттестацию по ФГОС в школе "Наши Пенаты", где мы оформлены на заочном отделении. Все прошло удачно и не очен энергозатратно, когда-нибудь напишу об этом подробнее. В тему одна из моих схем из цикла "в поисках смысла".



Мы ездили в Рогачево, на миллион экскурсий, очень много гуляли, встречались с настоящим космонавтом и отмечали День космонавтики в Башне "Федерация" Москва - Сити... Ну в общем всего не упомнишь! А нет, упомнишь! Мы же выпустили "Энциклопедию Утренней школы", в которую все весь год писали статьи обо всем новом, что им встречалось, потом мы все собрали в один том - и вот получилась прекрасная книга! (Гениальная верстка конечно Светина).



Это обязательно будем продолжать.




Ну и в конце года был "Выпускной из Хогвардса". Все получилось неожиданно серьезно - сказался выбранный магический стиль, Ира сделала несколько настоящих чудес,  ну и наверное сыграл сам факт, что для многих из нас это был реально выпускной.





Было очень... сильно. Уля сидела в жюри и реально валила.



Ира! Это не новость сезона, она с самого первого дня нашей школы остается главным Учителем, директором, ценром жизни, другом, волшебницей... Может быть она и есть УШ, и это надо признать, не мудрствуя лукаво:) Иногда я вообще вижу свою задачу в том, чтобы теоретизировать и описывать, объяснять другим и систематизировать то, что Ира делает от души, на практике, естественно, не задумываясь. Иногда ей даже вредит моя теоретизация. Ира - наш камертон. Если она устает или расстраивается - что-то идет не так. Если идея ей не нравится - это нежизненная идея. Хорошо это или плохо, но УШ - это Ироориентированная система. Просто она такой человек, который не использует это, не манипулирует этим, просто так живет. Она от Бога такой педагог - коуч - партнер - мастер, которого все ищут. Она всегда встает грудью на защиту старой советской школы, но сама же из нее детей забирала и сама ушла, отработав там 30 лет. Такая она противоречивая:) Вернее - она прямо антитеза теоретизации, одной безальтернативной линии, одной идее. Сегодня она может сделать так, а завтра совсем по-другому. Почему? Улыбается, не объясняет, приходится мне придумывать обоснования:)



Рассматриваю сейчас все эти картинки и улыбаюсь. Наши дети самые лучшие! Мне так повезло, что все это заварилось! Будем продолжать в том же духе, а "что" и "с кем" подтянутся:)

Profile

mrs_truly
mrs_truly

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com