mrs_truly (mrs_truly) wrote,
mrs_truly
mrs_truly

Categories:

Утро понедельника одно

(набросок статьи для сборника "Острова: 100 родителей, выбирающих свободное образование")


"То, что вы делаете - это очень хорошо, но надо и математику, и русский, и литературу изучать. Вы что, против Пушкина?"... "Вы такие молодцы, что съездили в до престарелых, собрали у них пожелания к Новому году, но ради Бога, объясни детям, что халат пишется через а!"... "Танцы это прекрасно, а биология как же?"

У меня такие разговоры постоянно. То есть все что мы делаем в своей свободной школе не отрицается, это прекрасно, но подразумевается, что все остальное, "базовое" - дети тоже должны как-то изучить и впитать. И главное глупо спорить! Ну не против же я Пушкина в самом деле.

Мы и сами попали немного в эту ловушку - думали, что раз у нас такие прекрасные свободные развитые дети, то уж школьную-то программу они легко как-то сами пройдут. Но развитые то они развитые, и смысл задач в основном понимают, но чтобы быстро считать, быстро читать, грамотно писать - этим реально надо заниматься сколько часов в неделю. Пусть не столько, сколько в обычной школе, т.к. не надо тратить время на дисциплину, но все равно - сколько? Ну по 2 часа в неделю - русский математика чтение английский? Мало 2 часа. Ну по 3. Итого только это - 12 часов. Утром конечно, пока мозг свежий. Это 5 дней в неделю по 2,5 часа - с 9 до 11.30. Потом гуляние, обед, отдых, вот потом можно спорт, музыка, рисование, что там еще у вас творческое...

Ведь сейчас как? Есть обязательное (математика, русский, Пушкин, хАлат), а есть типа свободное время для всего остального. Но так не работает! Обязательное съедает все - во-первых, "база" растет и растет - Пушкина изучили, но и Гоголя бы хорошо, а что, вы против Гоголя? и т.д.
А во-вторых, банально - светлое время суток и активное позитивное время мозга ограничено, и ты его тратишь или на то или на то. Просто нет больше ресурсов. Учишь математику и английский? В дом престарелых не поедешь. И бассейн не умещается. На выставку не сходишь. Рисовать при дневном свете не получится. Это реальность. Никто кроме нас с Юлей и нашими детьми не может поехать в Рогачево, хотя все поддерживают и сдают деньги.

Я поэтому и стараюсь описать свой манифест в приоритетах: не то чтобы я против базы, но ЭТО УТРО У МЕНЯ ОДНО, и я отдаю его не чему-то внешнему базовому обязательному, а:


  1. Тому что важно именно сегодня, уникально. Например, сегодня наша школа пошла в гости к Максиму, который потом на 3 месяца уезжает. Важно? Да. Можно было бы сделать в другой день? Нет! Он реально уедет.

  2. Тому, что важно для меня в целом. Я сначала расставляю по расписанию (если нет расписания - просто сегодня утром этим занимаюсь) медитацию, спорт, еду, прогулки, творческие студии, музыку, общение, важных людей, благотворительность. Кто будет спорить, что это прежде всего важно для человека? Тогда это и должно занимать время, а не встраиваться по остаточному принципу. В моей жизни это выглядит так - сначала я все время сидела в офисе, а ребенка мне няня привозила в метро в 21.30; а теперь я днем преимущественно тусуюсь с детьми, а работаю мало, урывками и по ночам.

  3. И только потом я уделяю время тому, что хочет от меня кто-то внешний. Есть часы и для таблицы умножения/ зарабатывания, просто их остается оочень мало. Ну ровно чтобы сдать аттестацию/ выжить.

В общем, ничего нового, матрица важно-срочно. Но соответственно и оценивать нашу систему образования надо зеркально реальному расписанию = приоритетам, а не так: "да, наши дети умные, здоровые (тьфу тьфу тьфу), любят школу, хорошо говорят, много занимаются спортом и некоторые даже с разрядами, у них много друзей, у нас был офигенный праздник гномов, они ухаживают за одинокими стариками, мы 4 раза за год сходили в поход и т.д." НО ГДЕ ЖЕ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ? Есть такой анекдот про то как ребенок в 1 год говорит, поет, читает, считает, а педиатр устало ставит ему отставание, т.к. он не собирает пирамидку.

Но все это только первый шаг. Сначала мы просто фактически заменяем в расписании одну базу - другой.

Потом мы додумываемся до того, что очень большую часть в этом расписании должно занимать свободное время. То самое прекрасное питательное время для души, для настоящего развития, роста, для прислушаться к себе, время для того, чтобы вырастить в себе что-то пока неизвестное, создать что-то не для выставки, подумать о вечном... Эта мысль тоже не нова, меня еще на МВА учили планировать не более 70% своего времени, а потом - что у топов не должно быть забито больше 50% расписания...

Сложно, но можно это сделать, если сосредоточиться и ничего не ставить на это пресловутое утро понедельника или на целую среду. Оно адски забивается текучкой! Все только и думают о том, чтобы позвонить именно в эти часы! Игрушки так и манят! Мультики включаются сами собой! Фейсбук пестрит картинками! Но можно, можно сберечь это время для себя, даже и без жесткого отказа от гаджетов (я еще помню времена без гаджетов - так вот, это как бы пустое время отлично съедали перекуры, соседи, поездки и т.д.). Прикол, что и заболевать начинаешь именно в это время, т.к. организм тоже пытается взять свое...

Но я бы хотела вернуть словам "свободное время" их истинное значение. Свободное время - это не остаток от занятости, это не отдых после всего, что мне вписано в расписание, это даже не то, что я выделила и назвала "свободное время", и отключила телефон. ЭТО И ЕСТЬ ВСЕ МОЕ ВРЕМЯ. Оно изначально свободное. В нем разлиты приоритеты. В нем дети перемешаны с работой. Фейсбук не отвлекает, а помогает думать о вечном. Во сне приходят решения задач. Не надо тратить денег на отпуск. А утром в понедельник иногда так приятно почитать Пушкина.

Tags: Утренняя школа, острова
Subscribe

  • Вот и лето прошло

    За окном октябрь провода качает, диск компа забился фотками, новые мысли не рождаются, не в силах протолкнуть затор необработанных впечатлений.…

  • Старые добрые Омутищи

    Правда это фотки еще начала мая, сейчас-то там уже супер зелено, Таня с мамой вовсю косят, и жимолость уже собрали, и морковка прет, скоро мальчики…

  • ДР папы и Вити

    А завершилась весна, как всегда, двумя самыми яркими, шумными, сиреневыми, уже с черешней, с светлыми ночами, с соловьями - днями рождения, и оба без…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments