?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Утро понедельника одно

(набросок статьи для сборника "Острова: 100 родителей, выбирающих свободное образование")


"То, что вы делаете - это очень хорошо, но надо и математику, и русский, и литературу изучать. Вы что, против Пушкина?"... "Вы такие молодцы, что съездили в до престарелых, собрали у них пожелания к Новому году, но ради Бога, объясни детям, что халат пишется через а!"... "Танцы это прекрасно, а биология как же?"

У меня такие разговоры постоянно. То есть все что мы делаем в своей свободной школе не отрицается, это прекрасно, но подразумевается, что все остальное, "базовое" - дети тоже должны как-то изучить и впитать. И главное глупо спорить! Ну не против же я Пушкина в самом деле.

Мы и сами попали немного в эту ловушку - думали, что раз у нас такие прекрасные свободные развитые дети, то уж школьную-то программу они легко как-то сами пройдут. Но развитые то они развитые, и смысл задач в основном понимают, но чтобы быстро считать, быстро читать, грамотно писать - этим реально надо заниматься сколько часов в неделю. Пусть не столько, сколько в обычной школе, т.к. не надо тратить время на дисциплину, но все равно - сколько? Ну по 2 часа в неделю - русский математика чтение английский? Мало 2 часа. Ну по 3. Итого только это - 12 часов. Утром конечно, пока мозг свежий. Это 5 дней в неделю по 2,5 часа - с 9 до 11.30. Потом гуляние, обед, отдых, вот потом можно спорт, музыка, рисование, что там еще у вас творческое...

Ведь сейчас как? Есть обязательное (математика, русский, Пушкин, хАлат), а есть типа свободное время для всего остального. Но так не работает! Обязательное съедает все - во-первых, "база" растет и растет - Пушкина изучили, но и Гоголя бы хорошо, а что, вы против Гоголя? и т.д.
А во-вторых, банально - светлое время суток и активное позитивное время мозга ограничено, и ты его тратишь или на то или на то. Просто нет больше ресурсов. Учишь математику и английский? В дом престарелых не поедешь. И бассейн не умещается. На выставку не сходишь. Рисовать при дневном свете не получится. Это реальность. Никто кроме нас с Юлей и нашими детьми не может поехать в Рогачево, хотя все поддерживают и сдают деньги.

Я поэтому и стараюсь описать свой манифест в приоритетах: не то чтобы я против базы, но ЭТО УТРО У МЕНЯ ОДНО, и я отдаю его не чему-то внешнему базовому обязательному, а:


  1. Тому что важно именно сегодня, уникально. Например, сегодня наша школа пошла в гости к Максиму, который потом на 3 месяца уезжает. Важно? Да. Можно было бы сделать в другой день? Нет! Он реально уедет.

  2. Тому, что важно для меня в целом. Я сначала расставляю по расписанию (если нет расписания - просто сегодня утром этим занимаюсь) медитацию, спорт, еду, прогулки, творческие студии, музыку, общение, важных людей, благотворительность. Кто будет спорить, что это прежде всего важно для человека? Тогда это и должно занимать время, а не встраиваться по остаточному принципу. В моей жизни это выглядит так - сначала я все время сидела в офисе, а ребенка мне няня привозила в метро в 21.30; а теперь я днем преимущественно тусуюсь с детьми, а работаю мало, урывками и по ночам.

  3. И только потом я уделяю время тому, что хочет от меня кто-то внешний. Есть часы и для таблицы умножения/ зарабатывания, просто их остается оочень мало. Ну ровно чтобы сдать аттестацию/ выжить.

В общем, ничего нового, матрица важно-срочно. Но соответственно и оценивать нашу систему образования надо зеркально реальному расписанию = приоритетам, а не так: "да, наши дети умные, здоровые (тьфу тьфу тьфу), любят школу, хорошо говорят, много занимаются спортом и некоторые даже с разрядами, у них много друзей, у нас был офигенный праздник гномов, они ухаживают за одинокими стариками, мы 4 раза за год сходили в поход и т.д." НО ГДЕ ЖЕ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ? Есть такой анекдот про то как ребенок в 1 год говорит, поет, читает, считает, а педиатр устало ставит ему отставание, т.к. он не собирает пирамидку.

Но все это только первый шаг. Сначала мы просто фактически заменяем в расписании одну базу - другой.

Потом мы додумываемся до того, что очень большую часть в этом расписании должно занимать свободное время. То самое прекрасное питательное время для души, для настоящего развития, роста, для прислушаться к себе, время для того, чтобы вырастить в себе что-то пока неизвестное, создать что-то не для выставки, подумать о вечном... Эта мысль тоже не нова, меня еще на МВА учили планировать не более 70% своего времени, а потом - что у топов не должно быть забито больше 50% расписания...

Сложно, но можно это сделать, если сосредоточиться и ничего не ставить на это пресловутое утро понедельника или на целую среду. Оно адски забивается текучкой! Все только и думают о том, чтобы позвонить именно в эти часы! Игрушки так и манят! Мультики включаются сами собой! Фейсбук пестрит картинками! Но можно, можно сберечь это время для себя, даже и без жесткого отказа от гаджетов (я еще помню времена без гаджетов - так вот, это как бы пустое время отлично съедали перекуры, соседи, поездки и т.д.). Прикол, что и заболевать начинаешь именно в это время, т.к. организм тоже пытается взять свое...

Но я бы хотела вернуть словам "свободное время" их истинное значение. Свободное время - это не остаток от занятости, это не отдых после всего, что мне вписано в расписание, это даже не то, что я выделила и назвала "свободное время", и отключила телефон. ЭТО И ЕСТЬ ВСЕ МОЕ ВРЕМЯ. Оно изначально свободное. В нем разлиты приоритеты. В нем дети перемешаны с работой. Фейсбук не отвлекает, а помогает думать о вечном. Во сне приходят решения задач. Не надо тратить денег на отпуск. А утром в понедельник иногда так приятно почитать Пушкина.

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com