?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Шестой год мы делаем нашу школу! Невероятно.




Вообще-то 1 сентября было в этом году воскресеньем. С 31 августа на 1 сентября все наши дети - старенькие УШевцы и текущий состав, включая Тоню, но без Белоусовых, как раз именно в этот день отправившихся к морю - все они с Ирой ночевали в школе, по мотивам книги Тимо Парвело "Элла в ночной школе". Фотографий они не сделали, тк были очень заняты ночным квестом, дискотекой, жаркой сосисок, страшными историями и кровожадной директрисой. Немного успели заснять случайные взрослые:







Да... о чем это я.... А, утром настало 1 сентября! И мы все прямо из Ночной школы поехали в Тимирязевский парк на образовательный пикник "32 августа". Там мы под прекрасными белыми шатрами тусили с такими же школами как мы, друзьями и знакомыми кролика, дети сделали ярмарку своих поделок и заработали рублей по 200-400, а взрослые мирно беседовали, пили чай, обнимались....




Вот еще фотки

Так о чем это я! А! В понедельник 2 сентября наконец настала нормальная (хоть и круглая) линейка, наконец в бантах и с гладиолусами мы пришли в школу, и дети открыли тетрадки, и был даже Урок мира.





Но вообще именно все это вместе - ночевка в школе (кстати это было организовано как проект, и у каждого была своя задача по подготовке), утренний парк, где столько хороших людей и новых идей, свежий воздух и желтые листья, ну и тетрадки конечно, и карта, и футбол, и Ира, и Вероника, и все ребята, и Ромик в образе ночного волка - все это вместе и есть для нас Школа.

В этом году самое главное, что мы делаем - прокачиваем мышцу "я хочу - нахожу ресурсы и команду - планирую - делаю - анализирую и рассказываю". Мне кажется принципиально важным осознать цепочку от "хочу" к "стало". Не учить что-то делать (работать, читать, писать, прыгать, бегать), исходя из внешней задачи ("надо, все так делают, мама зочет чтобы ты" и т.д.), в надежде, что у детей выработается привычка, и потом они поймут, что они хотят, и начнут реализовывать это теми же методами, как мы их научили. А начинать прямо с первого, самого важного шага - "я хочу - я хочу это сделать". Я уверена, что энергия желания сметает все преграды, если ты хочешь - ты научишься всему, все поймешь и найдешь силы. Да, сложно понять себя, сложно долго этому следовать, не все люди умеют это даже в самом зрелом возрасте, но именно это в конечном счете залог созидательного подхода и счастья.

Конечно, нам не всегда нравятся детские "хочу". Да что там говорить, и чужие взрослые "хочу" нам тоже не нравятся. Мы одни знаем, кто, что и когда должен делать. Мы считаем, что желания - это блажь, а мир движется необходимостями. Что они хотят какую-то ерунду. Что они никогда не захотят учить математику.

И все же счастье - это именно исполнение желаний. Просто если с детства внушать, что все серьезное, правильное, нужное приходит извне, от умных взрослых, а удел твоих желаний - игрушки и отдых, то да, можно этого добиться. Но сейчас наши дети хотят столько всего умного, нужного, полезного, нового, непонятного, столько всего! Знай поворачивайся.



Это Юля зачитывает со стены бумажки - желания, которые пишут и дети и взрослые, отвечая на вопрос "что я хочу делать и ищу команду", и все вписываются в проекты друзей. Потом все это попадает в общее и личное расписание, перемещается по нему.



Что-то реализуется, что-то нет, что-то попадает в долгие планы - ждет даты, или взрослого участника, или доп ресурсов.



Честно говоря, пока сложно все это модерировать. Вот например мое вчерашнее письмо товарищам, из которого становится немного понятна внутрення кухня нашего самонаправленного образования:

Всем привет, со следующего понедельника 16 сентября стартует базовое расписание этого спринта.

То, что есть сейчас, лежит в гугл-файле (кстати, прошу всех общую базовую инфу, типа списков ДР, дежурства по еде и т.д. - класть в этот же файл).
Это расписание - условно техническое, то есть связанное крупными блоками с логистикой и расчетом денег, его мы будем стараться не менять до конца спринта (конца октября).

На стене в школе весит более наполненное содержанием расписание, в котором раскрывается содержание блоков, вносятся коррективы на конкретные дни, подводятся итоги что было а что не было. Оно делается с детьми, уточняется ежедневно Ирой, по средам или четвергам со мной, и по мере необходимости любым. Все, кто вносят в него изменения - фоткаем что получилось и кладем на 2 закладку файла, или хотя бы шлем всем в вотсапе.

Наверное я все-таки постараюсь переносить его на неделю в эл вид, чтобы можно было править не из Содружества, но пока нет сил. Перед каждым днем Кристина сводит всю логистику и смыслы на завтра и шлет всем в вотсапе, это здорово как последний чек свежим взглядом. Также для всех напечатали личные расписания А2 и А5, все забирают их домой, вносят в них то, куда они хотят ходить в школе + все остальные свои дела.

Пока сложновато, но разберемся. На самом деле бОльшая сложность - внедрение этого расписания и подхода детям, понимание и принятие ими его как своего.

Нам надо как-то донести до детей тему:

  1. Я хожу в школе зачем-то, мое желание может быть любым, но отвечать на вопрос "я хочу делать... и ищу команду". Подойдет и играть, и спать, и делать что-то, и учить - если я хочу это делать и ищу команду. Я могу сказать это на спринт вперед, на месяц, на неделю, прямо сегодня утром, главное определиться и сформулировать.

  2. Другие люди тоже приходят в школу делать то что хотят и ищут команду, можно присоединиться к кому-то в команду.

  3. Школа это не только Содружество, дела могут быть не в это время и не в этом месте, все это тоже интересно, и можно собирать команды.

  4. Можно передумать и не участвовать в любой момент - не пойти в школу или делать что-то свое рядом.

  5. Нельзя мешать другим, потому что тогда все ломается. Мешаешь - выйди из комнаты или не приходи в школу.

Так мы прокачиваем мышцу "я хочу - планирую - ищу ресурсы - делаю - обдумываю/рассказываю", плюс важно что с любого момента можно отказаться, то есть мы в общем случае не концентрируемся на завершении проектов, главное прочувствовать эту цепочку.

Все это возникает не сразу. Мне очень вчера понравилось работать с детьми с расписаниями! Но в этой групповой работе участвовали пятеро, а еще пятеро играли и не заинтересовались. Но они тоже взяли домой расписания, и они будут видеть это каждый день в школе, и постепенно это войдет в практику. Тот кто не  пишет и не читает - с ними можно проговаривать все эти вопросы и писать самим.

Есть такие моменты, когда нам надо отвести ребенка в школу, а он не видит для себя интересных дел там. Пусть придумает свое, возьмет с собой что-то, предложит всем утром, надо что-то придумывать. Самая неконструктивная позиция конечно "мне сегодня ничего не интересно, меня привели, поэтому я никому ничего не должен", от нее как-то надо уходить. Конечно, всегда есть свободная игра, рисование, лепка и т.д., это здорово что у нас теперь все помещение - все это отличное командное дело, главное понимать, что сегодня я в школе за этим + не мешать другим.


Так я про 1 сентября хотела написать!  Классная команда у нас собралась, 15 детей от 5 до 10 лет + несчетно взрослых. Открываем шестой сезон, здорово!


Вот еще фотки

Календарь

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com