mrs_truly (mrs_truly) wrote,
mrs_truly
mrs_truly

Categories:

9 мая, 75 лет Победы

Мама послала дедушкины письма с фронта на сайт "Письма Победы", и их там можно прочитать. Это большая трогательная и грустная история, мама обещает написать сценарий кино. Много об этом есть в бабушкиной книге. Ребята с телевидения заинтересовались, приехали снимать к нам в Еремино, несмотря на карантин, как она их читает. Но потом в передачу не взяли, ну и ладно, зато видео и бэкстейдж остались у нас.



Вообще я много думаю о войне, и о победе, в чем она. Но именно 9 мая все это затмевается мыслями о самом праздновании, государственной идеологии, сегодняшнем дне, кто зачем использует Победу. В этом году общая виртуальность праздника уже почти без живых свидетелей помножилась на юбилей, на карантин, местами это был настоящий сюр. После новости про то, что лучшим ученицам школы выпала честь иницииировать виртуальное возложение цветов я разразилась постом в фб:

НЕ ОДНА НА ВСЕХ
Вот такие мои цветы к 9 мая. Мама из леса принесла. Я подумала - какие нежные, какие настоящие, простые, как слезы печали и радости, хочу чтобы такие цветы были символом 9 мая. Нет, я ничего не хочу для всех; будем в своей изоляции праздновать завтра, как хотим.
И тут прислали сообщение, что сюжет про маму, которую так тщательно снимало ТВ (надо же, заинтересовались письмами маминого отца, погибшего в сентябре 41го, специально приехали снимать, как она их читает) - его не будет в эфире. Ну это ладно, руководство оно такое, приняли решение делать только студию прямого эфира. Сама я уволилась из гос СМИ накануне празднования 55-летия Победы, не выдержала пафоса, к 75-летию не ждала ничего другого. Просто уж очень хорошие ребята снимали, думала - вдруг я ошибаюсь. Нет, не ошиблась, так даже спокойнее. Дубль видео я сняла, свой-то ролик сделаю. Да, но ведь 20 лет прошло! А скрепы те же...
Тут же второе сообщение - "лучшие ученицы школы получили право инициировать виртуальное возложение гвоздик к памятнику фронтовой медсестры, ведь так важно поддержать медработников в дни коронавируса". У меня случился прямо выброс адреналина, не знаю почему так цепляет, неправа, пусть все празднуют как хотят.
Леша как всегда смотрит в корень: "Ну чего ты злишься? А кому помогут, кому нужны настоящие гвоздики у памятника? Все герои то все равно уже погибли? Ты вот зачем завтра с детьми пойдешь что-то возлагать в деревню? Или вот эти твои цветочки в фб - они кому нужны и чем отличаются от виртуальных гвоздик?"
Так, спокойно. Знаю, чем отличается. Форма ни при чем. Может быть и минута молчания в зуме, и возложение цветов в комментарии. Мы сами сегодня записали песни и стихи с детьми, завтра у нас с друзьями будет общий ролик, и мамино видео я как раз туда вставлю.
Для меня очень важна память войны. Я плачу каждое 9 мая, я вчера плакала, когда читала Кате такое казалось затасканное "Жди меня". И когда про барабанщика пели - плакала. Но с каждым годом эти слезы не дальше, а к моему ужасу все ближе.
Поэтому я за

  • частные, разные, честные истории о войне,

а не за обобщенный псевдо патриотичный праздник победы наших над ненашими,

  • прочитанные себе и своим детям, друзьям и близким,

а не обобщенным зрителям, средний интерес которых давно известен,

  • про своих дедов, соседей, земляков,

а не народ в целом,

  • оформленные так, на что хватит времени после прочтения, понимания, слез,

а не наклеенные ровно, как сказали, и прочитанные громко и правильно, чтобы все слышали;

  • я за то, чтобы вспоминать и гордиться по велению сердца, исходя из того что ты знаешь и чувствуешь,

а не по разнарядке.
Я за частную память и против управления массами через формирование псевдо единой псевдо народной псевдо памяти.
Онлайн все происходит или офлайн - неважно. Но виртуальность памяти, помноженная на виртуальность формы, дает просто зашкаливающий эффект победившей жены Мюнхгаузена.
Меня спросят: почему нельзя и то и то? И тихо посидеть в архивах, рассказать своим детям, и громко всем вместе выйти на площадь с ровным портретом? Можно. Но не успеешь.
Я довольно серьезно занимаюсь восстановлением истории своей семьи, мы с Лешей читаем много исторических материалов, мы вкладываем в это много сил. Но мы так и не успели еще найти могилу маминого дяди, погибшего в апреле 1945 года. Мы не нанесли имя деда на памятник в его деревне. Мы ничего не сделали по увековечиванию памяти лешиных родных, погибших в гетто, даже статью не набрали. Катя не выучила стих, а читала по бумажке. Мы говорили с детьми серьезно о войне считанное количество минут в год. Планов много, и вот бы их реализовать в то время, когда я должна делать селфи на фоне портрета БП.
Я совершенно уверена, что обязательная обобщенная официальная народная память просто не может быть исторической, в ней затирается все неподходящее к одной версии, она перестает быть жизнью, а становится яркой картиной, вытесняющей из памяти реальные черно-белые фотографии.
Как только это произойдет, можно будет а) повторять войну, б) привезти на этом паровозе в общественное сознание что угодно, присоединяя к псевдо истории любые подробности, в) дать псевдо ответы на реальные вопросы каждого и утолить таким образом жажду поиска своих корней, своей истории, закрыть этот живительный родник.
К тому же, вместе со всеми можно только радоваться! Плакать - только со своими. А даже в очень пафосной советской песне была радость со слезами на глазах. Бабушка кстати ее любила. Обобщая, мы стираем эти слезы.
Получается я за ту Победу, которая была и есть у каждого своя.
Вижу это так. Война и Победа была одна на всех, это был мощный поток реальных событий, в который были вовлечены все, все! Реальность была сильнее любых формулировок и доктрин. Потом этот поток растекается ручейками по городам и селам, с возвращающимися солдатами, за семейные столы, на стены, в разговоры, в песни, фотоальбомы. Она была одна на всех, а становится для каждого своя, вливается в историю каждой семьи, живет в ней так, как она изменила жизнь конкретных людей.
Раз в год они хотят снова испытать единение, они собираются вместе и празднуют, поют, вспоминают, общее и частное выравнивается. Но год от года реальных участников все меньше, и вот их уже собирают, вот уже собираются без них, вот уже - то, что в семье, становится одной историей, а то, что на площадях, - другой, творимой теми, кто забирает этот день у людей ради народа.
А потом площадь и вовсе входит в наш дом и за наш стол, через экраны, чаты и онлайн вахты памяти. И вот тут я начинаю защищаться.
Мы завтра пойдем в соседнюю деревню к памятнику, будем читать письма деда, петь военные песни, смотреть песни и стихи друзей. Присоединяйтесь.
Очень рекомендую потратить время, которое у нас есть для праздника и памяти, на прочтение материалов сайта "Память народа" - Министерство обороны в последнее время выложило там новый большой корпус документов.
Наберите в строке поиска знакомое имя, посмотрите настоящие наградные листы, документы призыва и военно - пересыльных пунктов. Посмотрите, кто был призван из вашей деревни, кто воевал за ваш город. Там можно пропасть на месяцы! И неважно, что это виртуально, это реальная личная история и Победа.



Напишу еще об этом. Думаю больше всего, откуда рождается война и как жить без нее.

А пока вот наш с Чиграшами ролик песен и стихов, мамино видео и наши фотографии этого ереминского дня.
Tags: 9 мая, Еремино, праздники
Subscribe

  • ДР папы и Вити

    А завершилась весна, как всегда, двумя самыми яркими, шумными, сиреневыми, уже с черешней, с светлыми ночами, с соловьями - днями рождения, и оба без…

  • 80 лет тете Рите

    О, забыла, мы с Петей из-за аппендицита пропустили 80-летие любимой тети Риты Даниловой. Марго - самая позитивная и уверенная, горячо любит,…

  • 9 мая

    Хорошо было. Мама молодец. Она написала сценарий кино о последних месяцах жизни своего отца. Надо продвинуться куда-то в этом направлении в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments