mrs_truly (mrs_truly) wrote,
mrs_truly

Валдай - Лужно. Следы войны

В год 100-летия со дня рождения и 70-летия гибели нашего деда Александра Ивановича Ситникова, мы вновь отправились в краеведческую экспедицию на его могилу в деревню Лужно под Демянском. Семья растет, меняется, и вот уже Катя задумчиво перебирает венки на братской могиле с именем прадеда. А у мамы есть фотки всех нас на этом месте с 1971 года, когда они с папой впервые нашли эту могилу. Кажется, кроме наших детей и машин ничего не поменялось в тех краях. Сила войны, крови, которой полита вся эта земля, тысячи тысяч убитых, которых продолжают находить и хоронить - все это сильнее чем 70 лет, чем 100 лет. И смоется ли это вообще когда-нибудь? Съезжаешь с бойкой Е-95 и едешь бесконечно по пустым полям, холмам, болотам. Только новые и заново покрашенные обелиски и могилы.

Сначала наш путь лежал в Валдай (405 км от Москвы по Лениградке). Доехали только за 6 часов, хоть и без пробок - шоссе постоянно трехполосное, обгонять можно только на выделенных участках, сплошная населенка. Сразу свернули в Иверский монастырь, удививший прекрасным ремонтом, сиянием, богатством. А ведь в 71 году здесь были одни развалины, да и еще совсем недавно почти все старые корпуса занимал приют и еще какие-то учреждения, жили обычные люди. Да, это изменилось.

Сам же город Валдай, по крайней мере в воскресенье вечером, являл собой картину полного запустения. Решительно никого не встретили, кроме уток и выпившей тетки, особенно громкой среди общей тишины. Да, еще такси. Кто тут и куда ездит?

Встретили Таню с автобуса (она ехала из Москвы в большом лайнере втроем с теткой и теткиной кошкой), поужинали в пустом темном кафе Урарту (старый ресторан на площади все-таки умер) и пошли в "нашу обычную" гостиницу Валдай. Кстати впечатления хорошие! Конечно, маленькие советские номера без звукоизоляции, и крючки вынимаются из стены вместе с полотенцами, но чисто, сиреневые занавески и неожиданно удобные кровати. Утром вроде бы народу в городе прибыло, но все накрыл туман. Мы поехали на Демянск.

Деревню Лужно и могилу нашли сразу - помнится все, даже брусчатка на подъезде к кладбищу. На новых досках братской могилы - около 200 имен, а всего здесь похоронено больше 900 человек. У большинства год смерти - 41-й. Дед служил в 34-й армии, почти полностью погибшей здесь. Будет время - почитайте эту историю (мы немного встречались с ней - под Демянском был сбит Алексей Маресьев). Мама читала на могиле выдержки, над нами кружили комары, и все время думалось "вот их здесь в сентябре еще и комары ели" - потому что сама эта война, такая живая здесь, не укладывается в голове, инстинктивно закрываешься, не веришь. Только мелькают факты - 600, 800 тысяч погибших, весь личный состав, командование расстреляно. Уже после смерти деда остатки 34 армии и других соединений были усилены и взяли немцев в Демянский котел, те к весне 42 года прорвались, но дальше железки Валдай - Старая Русса не прошли. Так что именно здесь, в том числе ценой смерти деда, на этом направлении фашисты были остановлены.

Ну а потом в Валдае мы пообедали в опять же пустом Уездном кафе, посадили Таню на обратный пустой лайнер, посетили пустой музей колоколов под осуждающими взглядами смотрительниц, купили колокольчик, чугунный утюг и мясорубку и поспешили домой, по дороге сгребая с трассы клюкву, бруснику и лисички.

Спасибо маме, что вытащила нас. Я верю, что Саша и Катя еще приедут сюда сами.
Все фотки можно посмотреть здесь

Tags: поездки

• Другая Карелия

После Валаама мама и Николай Стефанович с приключениями, но попали на поезд Питер - Москва, а мы отправились в финскую Карелию - в национальный парк…

• Трасса "Ингрия"

Мы скатились за 2 дня на 1500 км с севера на юг, и весна буквально обгоняла нас! Уже через 400 км в Контиолахти мы встали валенками в лужу!…

• На биатлон!

Мы к сожалению покидаем уютную тихую Пальякку, финальный отчет еще будет, а пока мы едем на смешаную одиночную эстафету в Контиолахти - смотрите нас…