Category: дети

Category was added automatically. Read all entries about "дети".

Масленица - от Рогачево до Еремино

Съездили к нашим старикам в Рогачево. В итоге собрались только мы с Юлей и дети, но в закупках подарков, рисовании открыток и выпечке блинов поучаствовало человек 20, собрали в районе 15 тысяч, горжусь доверием. Купили заказанные тарелки, постельное белье, влажные салфетки, цветы, конфеты старикам и персоналу, блины, рыбу...  Еле дотащили! Дети сделали почти экспромтом классный концерт, и я в очередной раз подумала, что мы могли бы совсем ничего не делать, а просто привозить детей - так радуются старики любому их появлению...





А среди стариков был новенький, в рубашке, в уличной обуви под бахилами, моложавого вида, я думала сначала - посетитель. Когда наши дети угасли и пошли валяться на креслах и играть в телефоны, а мы с бабулями решили потянуть грустные песни, он вдруг встал и хорошо поставленным голосом запел "То не ветер ветку клонит". ("Я специально выбрал эту песню на 8 марта, так как в ней про страдания, но от мужского лица"). Я постаралась подпеть, и он тут же ушел в терцию, так красиво получилось! И прямо подряд потом 5 или 10 романсов, песен, "Деревенька моя", "Молодая", и даже "Бессаме мучио" на испанском языке! Я едва успевала подыгрывать. Правда бабки как-то не очень вдохновились - любят сами петь, а тут такое концертное исполнение, сложные слова. Или наоборот, застеснялись.



Познакомились. Анатолий Федорович Поздняков. Из деревни Поздняково неподалеку. Только сегодня поступил. Живет один, отказали ноги. Пролежал в Дмитрове на лечении, теперь поступил сюда на реабилитацию.

"Я просыпаюсь, похожу, умоюсь.. жизнь как-то не начинается. Ну, думаю, надо петь. И вот эту сначала... (поет), потом вот эту... (поет). А вот кстати и романс моего сочинения... (поет), я тут и стихи вот такие сочинил... (рассказывает)".

Уже дети ушли на улицу, сестры раздали обед и собрали грязные тарелки, бабушки поели и залегли спать, а Анатолий все пел мне и пел, держал за руки, все быстрее и быстрее говорил стихи - наивные "закат померанцевый - покрылись румянцем вы", но это неважно, говорил и говорил.... Сосед его, Валера, сам очень даже в форме старичок, читает, разгадывает кроссворды, это он заказал у Деда Мороза зонт-трость (хоть у него и ботинок нет) - смотрел на Анатолия сначала с интересом, потом с недоверием, а потом уже и с усталостью. А тот все цеплялся за меня, потому что вот я сейчас уеду, а он останется. Обещал к следующему разу написать мне слова своего романса и спеть со мной. Но может быть, дай Бог, он еще выйдет отсюда? Тяжело ему здесь будет, да и всем с ним.

Зашла попрощаться к Тане. Вроде бы так ее зовут. Раньше выходила, а теперь лежит. Говорит, слышала как мы поем. И вдруг тоже, как это часто бывает, начинает быстро быстро говорить, боясь что не успеет.

"В Подъячево были? Как там моя школа? Мои одноклассники, ребята? 10 "В". Хорошие они! Давно не видела, не езжу сейчас, боюсь за себя, вдруг упаду. Как они там. Кто директор сейчас? Не наша уж наверное. Будете там - узнайте, как там наш учитель труда, физкультуры? Я Ивакина Татьяна. Тут и брат мой лежит, Сергей Ивакин, тоже сюда привезли. И дядя мой тоже здесь. И бабушка. И прабабушка. Все лежат тут в палатах, мы тут всей семьей. И мамочка моя - вон она там, недалеко. Все мы здесь, Ивакины".

Уехали мы. Вернемся к Пасхе или раньше. Ну что тут еще скажешь. Все фотки здесь.



Потом и наша Масленица сгорела, но тут уж повеселее было.  А всего-то от Рогачево до Еремино - километров 100 по прямой.

Танцы Е-класс

Катя с Димой впервые выступили в Е-классе (то есть вышли из класса Н - начинающие, а впереди Е, D, С, B, A), причем в новой федерации, а там вместо самбы румба, а вместо венского вальса танго! Ох ну и сложно же нам всем пришлось... Большой паркет, двухневный конкурс, Катя спала в прическе, участники со всей России! Наши заняли предпоследние и последнее места.




Но! Во-первых, наконец с нами была любимая тренер Наталья Владимировна Ванькова, и Андрей Сергеевич, и другие тренеры клуба "Грэйт", в который ребята перешли в сентябре, очень поддерживали, разбирали, показывали, это был совершенно новый серьезный опыт.




Во-вторых, Е-класс выступал в чередовании с более высокими классами, спорткомплекс ЦСКА был набит танцорами всех категорий и возрастов, просто вариться среди них было очень вдохновляюще. (И ведь никто не заставляет этих детей и тем более взрослых вкалывать! Ну может быть единицы замотивированы родителями и тренерами, на таком уровне это уже невозможно).




Ну и наконец это просто красиво:) Хотя и далеко не безупречно. Держитесь! Как принято в Грэйте кричать своим на паркете, "ДимаКатяВперед!".







Все фотографии здесь

Живое образование

"Утренняя школа" представила на конференции "Живое образование" концепцию # самошколы - открытого исследовательского проекта об истоках осознанного самообразования и роли взрослых в самообразовании детей.




Программа была такая:

11.00 - 11.30 Анна Турчанинова. Открытый исследовательский проект # Самошкола. Все мы хотим, чтобы дети учились сами, но реально ли это на практике? Мы обладаем опытом, ресурсами, ходим на конференции и очень хотим для своих детей самого лучшего! А они? Интересны ли им темы образования, которые мы так горячо обсуждаем? Хотят ли, могут ли они учиться сами, чему, когда и как им помочь? С какого возраста возможно реальное самообразование и что вообще это такое? Я расскажу об идее #самошколы - открытого проекта совместной разработки методик осознанного самообразования, общей копилки практик и кейсов, к участию в которой "Утренняя школа" и творческое объединение "Острова" приглашают всех, кому интересна эта тема.

11.30 - 11.45 Лика Крючкова, НОС - новый проект.

11.45 - 12.00 Свободный микрофон: "А наши дети сами делают..." Что?

12.00 - 13.00 Профи - баттл "Детисами vs Онинемогут" с он-лайн участием Станислава Самыкина на стороне "детисами" и Амира Тагиева на стороне "онинемогут". Скрайбинг - Надя Артемьева.

Полностью тема звучит так: Могут ли дети сами учиться?

Сторона "детисами" защищает позицию "дети учатся только сами, не нужно никаких специальных действий взрослых", сторона "онинемогут" защищает позицию "дети не могут учиться сами, роль взрослых необходима".

Формат:
1. Стейтмент каждого из 3х спикеров на каждой стороне (один онлайн, двое офлайн), с уточняющими вопросами по 5 минут.
2. Обмен едкими вопросами - каждый спикер может задать вопрос любому спикеру с другой стороны, и предложить свою контрверсию ответа.
3. Завершающие стейтменты из зала, и в конце спикеров.

В целом цель - не убедить кого-то, не проголосовать, а наиболее полно прояснить позиции. Будет вестись скрайбинг, в результате которого у всех участников окажется наиболее полный список аргументов за и против, и каждый сможет думать дальше.




Я сейчас очень погружена в эту тему и горжусь, что меня поддержали самые интересные коллеги по нашему и дружественным проектам. Света Костыгова разработала логотип, а Надя Артемьева законспектировала нашу встречу в скрайбинге:




Мы продолжаем думать и растить # самошколу, приглашаем всех присоединяться! Подробности в моей презентации и в дальнейших публикациях, а также на страницах сборника "Острова - 2", впрочем об этом чуть позже:)

Конспект встречи от Анны Козловой
Фрагмент видео-записи со стороны зума, в котором принимал участие апологет Self Directed Education из Украины Станислав Самыкин
Моя презентация
Мои и надины фотографии встречи

Тимохе 6

Этот тимошин ДР войдет в историю как "День Гипсовой руки" - два брата умудрились сломать руку с разницей в день! (а на праздник еще пришел Федя Скворцов с гипсом же)



Но если честно, им это не мешает совсем никак. Гордятся! Тимоха вообще всем гордится, он всегда отвечает - да! хочу! я! Он самый активный, амбициозный, безбашенный из детей этого призыва. Он очень талантливый! Когда сломал правую руку, все даже удивились что он не левша, но Таня говорит что он как раз и есть амбидекстр. Действительно, на левую перешел легко. Он выиграл чемпионат сада по шашкам, и Светка не может его обыграть. У него талант к футболу и бадминтону. Он лучше всех занимается математикой и роботами. Я очень хочу, чтобы он совсем перешел в нашу школу, боюсь что его закатает, сровняет обычная. Но Костыговы они такие... Не очень восприимчивые к внешнему влиянию. Так что в любом случае все будет хорошо. Тимоха кровно заинтересован в семейном образовании не потому, что оно более свободное. Он больше все на свете любит Маму! А на семейном образовании она будет с ним больше. Это все, что хочет Тимоха. И лего.




Все наши фотки ДР Тимохи

Утренняя школа 5.0

 Семейная «Утренняя школа» открывает пятый учебный сезон и приглашает к сотрудничеству учеников, родителей, мастеров.



В этом году мы сформулировали долгосрочную цель нашей школы как «осознанное самообразование». Мы хотим, чтобы в итоге наши дети учились сами – слышали себя, видели цель, анализировали и выбирали ресурсы, организовывали занятия, договаривались с мастерами и группой, получали необходимые и развивающие знания, умения и навыки, анализировали эффективность образовательного процесса, снова ставили цели и снова учились, любили и умели это делать. Пусть все это будет не сегодня и не через год, но мы будем идти в эту сторону.


Как этого достичь?

0. Мы относим свою школу к направлению «свободной педагогики», интересуемся идеями Self Directed Education и демократического образования и внедряем то, что нам подходит. Мы строим образование без насилия.

1. У нас есть идея #самошкола, которую мы будем вместе разрабатывать в этом году. Если коротко, суть в том, чтобы дети сами делали свою школу. Что-то они могут и делают лучше нас уже сегодня, а остальное мы будем им целенаправленно передавать и учить реализовывать. Просидев 4 года в родительском школьном чате, сделав 4 версии школы, сломав сто копей и проспорив тысячу часов об образовании, мы говорим – свободу родителям, школу – детям! Уже 1 сентября наши дети сами организуют «Ночную школу» (см. книгу Тимо Парвела), сами будут вести фото и видео-трансляции о школьной жизни, убираться и готовить еду, проводить зарядку, 20 сентября представят свои проекты «Как я провел лето», проводить он-лайн встречи. Дальше – больше. #Самошкола будет открытым исследовательским и практическим проектом, более широким чем «Утренняя школа», с большой он-лайн частью, межшкольными делами, включенностью старших братьев… все это пока только планы, приглашаем к разработке идеи всех, кому интересна эта идея, старт в сентябре.

2. Мы внедряем подход «5 шагов осознанного выбора», разработанный компанией Smart Course: 1. Остановись. 2. Исследуй. 3. Выбирай. 4. Делай. 5. Расскажи. Для начала по этим 5 шагам будет построено наше расписание – на спринт (четверть), на неделю, на день. Будем вдумываться в эту методологию в течение года.

3. Вдохновенные взрослые. Главным Учителем и центром нашей школы остается Ирина Гаврилина. Она видит своими целями мягкую поддержку детей во всех их начинаниях и задачах, помощь по запросу, при необходимости дружеское участие в саморазвитии детской разновозрастной группы. А еще Ира - Мастер прогулок и творчества, Минерва Макгонагалл и Директор химической лаборатории. Кроме Ирины, по понедельникам у нас будет день открытых студий, проводить которые будут приглашенные мастера, влюбленные в свое дело. В спринте №1 мы планируем студии по математике, словесности, английскому языку и робототехнике.

4. Активная роль семьи. «Утренняя школа» - проект для семей, уже выбравших семейное образование. Мы верим, что только любящие родители, живущие одной жизнью с ребенком, могут сделать образование индивидуальным, понять, когда ребенок готов к самостоятельным шагам, мягко передавать ответственность и задачи, выбирать соразмерные методики и т.д. Экосистема семьи, доверие родителей – базис осознанного саморазвития.

5. Проектная работа. В прошлом году мы поняли, что при семейном обучении большую часть образовательной программы можно, и даже более эффективно, проходить дома, индивидуально, например с помощью он-лайн систем. Школа нужна в основном для командной и проектной работы, и мы будем делать на этом акцент. Наш учебный год разбит на спринты (мы внедряем часть технологий Agile education, давно интересуемся этой темой и будем осторожно продолжать), и каждый спринт будет заканчиваться презентацией сделанных проектов. По идее проекты будут инициировать и реализовывать сами дети, для начала при поддержке семьи и учителей, а потом совсем сами.

6. Связь теории и практики. Мы будем стараться выстраивать связи между практическими проектами, вдохновенными мастерами и стандартной теорией (которую кстати мы все проходим сами дома, например по ФГОС мы учимся в системе «Мобильное Электронное Образование»).

7. Он-лайн часть. Все мы любим путешествовать или сидеть дома, а ездить по городу и платить за аренду – не очень:) А еще у нас есть много друзей, с которыми мы хотим что-то делать, но они далеко. Поэтому мы будем делать занятия он-лайн везде, где это возможно. Летом, когда все оказались в разных местах, мы делали много конференций в zoom, и всем это очень понравилось. Кроме того, мы ведем активный поиск ИТ-систем поддержки самообразования и возможно будем разрабатывать свою, приглашаем партнеров.

8. Походы и путешествия. В каждом спринте запланирован поход, выезд или путешествие в стиле #всесам – мало взрослых, много природы, борьба за жизнь, кидание камней, мокрые ноги, еда на костре и т.д. Это самые лучшие учебные дни. Еще мы очень любим спорт и много им занимаемся, в том числе вместе.



Кто с нами?

1. Сейчас в нашем очном проекте с разной степенью активности участвуют 7 семей, это 10 детей от 5 до 9 лет. Плюс у нас есть много друзей и товарищей, которые присоединятся к нам на мероприятия и разовые проекты.

2. Мы готовы пригласить в «Утреннюю школу» 3-5 семей с детьми 7-10 лет на семейном образовании. Присоединиться к нам можно после встречи с учредителями и пробной недели. Проект #самошкола будет открытым, но про него позже.

3. Мы учимся в Москве на Таганке, в центре «Содружество» (2й Гончарный переулок, дом 3), с понедельника по четверг, с 9 до 15 часов. Можно участвовать в любые дни (но день кроме понедельника – целиком, в понедельник можно участвовать в отдельных студиях), «вист» - на месяц вперед.

4. Стоимость участия в школе зависит от расписания ребенка, вносится на месяц вперед, определяется по типу «складчины»: стоимость затрат распределяется на всех участников этого месяца.

5. Безопасность ребенка в школе осуществляется как в любом общественном пространстве: ответственность не передается от родителей никому кроме самого ребенка. Если ребенок может в целом сам обеспечивать свою эмоциональную и физическую безопасность – он ходит в школу сам, если нет – не ходит. Конечно, взрослые, мастера, присутствующие родители, старшие дети – все мы помогаем друг другу. С детской группой всегда есть хотя бы один взрослый, и он сделает все, чтобы предотвратить и преодолеть опасные для жизни и здоровья ситуации. Но важно понимать, что главная цель нашей школы - формирование осознанной самостоятельности – недостижима без передачи ребенку ответственности и определенной доли риска и дискомфорта.

Присоединяйтесь!

Ты любовь моя послееедняя...

Август, жара, пляж садовых участков деревни Новое Перепечино около платформы 113 км. Сидим с детьми на песчаном островке посередине Клязьмы.



Мимо плывет на спине женщина - видно только нос, пальцы рук и ног, чуть-чуть грудь и живот. Тихо так плывет, крутится течением, как опавший лист. Напротив нас спускаются купаться две тетечки серьезных лет. Такие которые плавают в бассейне вертикально в объемных шапочках с цветами.

 - Э! Ээ!
 - Это живой кто или нет?
 - Эээй, пловец! Или кто это?
 - Ээ! Пошевелите руками, если нас слышите!
 - Или ногами!
 - АУУ! Живой или нет?
 - Подожди, да это Ирина!
 - Да?
 - Ирина и есть! Смотри как плывет, торчит из воды - вроде как Ирина! Или нет?

Ирина молча переворачивается и длинно ныряет, красиво плывет как нерпа, видно спортивное прошлое.

 - Ээ! О! Ирина! Ну ты нас напугала!
 - Всех так на пляже распугаешь!
 - Гляди как плывет - ишь ты, и главное ни слова!
 - Ну так я говорю ему...

Продолжают длинный разговор, таки вертикально плывя вдоль берега против течения. Вернее они гребут, но не перемещаются - удобно. Устав, бросают грести и медленно, кружась, сплывают вниз, за мыс, вслед за Ириной.  Ну и мы туда же с детьми - давно тут купаемся, знаю этот местный прием - сплываешь, а потом обратно пешком по песчаной дорожке.  А там еще две тетеньки купаются - одна тоже в цельном купальнике и панаме с полями, а другая такая спортивного вида, седая, на велике, в тренировочных и спортивной майке "Олимпиада 80". Улыбаются детям. Предупредили, что дорога обратно местами скользкая. Но мы нормально добрались до своего пледа и сидим, отдыхаем, едим печенье.

А они идут, с полотенцами на плече, в шлепанцах с цветами и купальниках, в панамах, спортивная везет рядом велик, Ирина помоложе, но тоже с ними. И очень стройно поют "Ты еще моложе каажешься, если я около. Видно нам встреч не праздновать, у нас судьбы разные! Ты - любовь моя последняя, боль моя". Дети прямо рот раскрыли. А тетечки гордо так, но между собой: "Ох, хорошо! Слова бы только знать. Вот ты, Нина, молодец, все помнишь! А я только припевы". И, пройдя мимо нас, затягивают новую песню.

Проезжая домой, мы видели, как они прощались у нининой калитки и расходились каждая на свой участок. Рабочий огородный день, но жара! Могут себе позволить.

Детский ВХУТЕМАС

Рядом с нашим домом, в конструктивистском жилом квартале 30-х годов между Лестева, Хавской, Серпуховским валом и Шаболовкой, есть небольшая Галерея на Шаболовке,  а в ней - Центр Авангарда. У них классная постоянная экспозиция про историю района, и проходят временные тематические выставки и лекции. Этим летом они тестировали детский проект - "Детский ВХУТЕМАС". Это было как... расслабленная художественная школа - мастерская, при этом дети впитали очень серьезные темы - форма, объем, линия, пространство, законы восприятия... И все это за 5 дней.





Проводили занятия молодые ребята, лет 20-25, не педагоги по образованию, увлеченные своим делом, спокойные, доброжелательные, по-настоящему интересующиеся детьми, не аниматоры. Приятно встретить эту новую формацию учителей!





Думаем сделать с ними что-то совместное. Петя спрашивает каждый день, когда снова пойдем "на архитектуру" и ждет осени.



Все наши фото и видео открытия выставки детских работ здесь

Балтика

Немного разложив в памяти впечатления последних месяцев, ощущаю наконец себя на воле балтийского простора.



Холодно, ветренно, море шумит как Волгоградский проспект! Но все-таки иначе. К сожалению, усадьбу Звениеки Граматниеки, в которую мы по счастливому случаю ездили с друзьями последние годы, хозяйка продала, там стройка, так что нам пришлось искать новое жилье. Тем же друзьям снова улыбнулась удача найти простой, недорогой и очень милый дом в Бернатах, снова прямо рядом с морем, и мы в него вписались на недельку - со всей своей кучей детей и даже со швейной машинкой.




Купаться пока можно только в одежде, но мы не торопимся - бродим по сосновым дорожкам, спим и едим, читаем "Алису" и готовимся к ярмарке. Дни длиинные, дороги плаавные, дюны широко поднимаются и опускаются к морю... Дует кажется так, что весь этот прибрежный лес дышит, вздымается как большие зеленые волны, мы не сразу находим дорогу к знакомому маяку, как будто все меняется, но плаавно, без напряжения.





Сегодня болели за футбол, и потом дети сами повторяли яркие моменты.



А нам давали закат и какое-то нереальное красное облако напротив, но предсказать тут ничего нельзя. Не ждем у моря погоды, как само даст. Дышим.




Фотографии складываю сюда

Частный город Раков. Феликс Янушкевич

Добры дзень, добро пожаловать, вы находитесь на территории частного города Ракова - он таким был до 1939 года - да, все платили его хозяевам за право проживать в нем, а взамен имели очень хорошую жизнь. Дети, точите землянику! Она тут везде, точите спокойно!



Тебя как зовут? Анна? А фамилия? Турчанинова? Это по мужу наверное. Ситникова? Вот теперь верю, это синий по-нашему, ты ведь тоже отсюда. Все, все мы отсюда - пришли балты, пришли кривичи, и мы пошли на восток, там встречали другие племена, в итоге наши дошли до Аляски.



Я - Феликс Янушкевич, мой род живет здесь 4 тысячи лет. Мы с братом - художники. Я рисую, он скульптор. Мы не зарабатываем зарплату, а живем с гонораров. Очень мало кто в мире может жить с гонораров, хоть галерейный бизнес - третий по обороту, потому что все забирают себе галерейщики. И мы решили сами построить свою галерею, чтобы от них не зависеть. У Шагала, у Пикассо - не было своих галерей, а у Янушкевичей - есть. Потому что если одно, два поколения упрутся - все будет, все можно построить. Нас часто спрашивают - на какие гранты, на какие деньги вы построили этот музей? А мы ничего ни у кого не берем, сами зарабатываем и строим. Сегодня я проведу вам не экскурсию - я называю это перформанс. Все время все по-разному получается. Это будет... 1987-й перформанс в нашей галерее.



Это Витовт Великий. Он объединил все земли от Балтийского до Черного морей в Великое княжество Литовское, Русское и Жамойское. У него было правило - какие земли присоединял - их уклада не разрушать, своего не насаждать. Поэтому все держалось.

У нас тут много камней, но не валунов. Все что могут поднять 10 человек - это еще не валун. А кто сдвинет валун - того род прекратится.



(Дальше быстрый сложный текст, если коротко - раньше не было поляков, беларусов, литовцев, русских - есть балты и кривичи, которые шли на восток, сложно воевали и женились, в итоге единый язык постепенно оседал в разных областях, обживался местными словами и диалектами, много было влияний немецких и английских. Особенно английских. Англия - истинный заказчик 1 и 2 мировых войн, российской революции и т.д. Но Германия тоже. И вот Раков - географически и исторически - один из главных центров этой цивилизации. Он стоит на горе, здесь плиты вздыбились и вода поднялась на гору, это исследуют и ученые, и теологи, отсюда радары контролируют всю Европу, когда Руст пролетел и сел на Красной площади - его только здесь засекли. В одну сторону река течет в Черное море, в другую - в Балтийское. Эта гора имеет мистический смысл. Там валуны - их изучать надо. Там рядом родился Дзержинский, но его на родине прокляли. Все мы один народ. Огинский, Мицкевич, все поляки или беларусы кого мы знаем - пошли из этих мест. И литовцы тоже. И русские. У всех здесь корни. А у англичан "вы же видите что у них происходит", и у них будет потоп от потепления, и только останутся наши горы).



Это - зал гениев. Девчонки, смотрите, никаких гениев не было бы, если бы не вы. Это я в молодости. Смотрите какие у меня кудри были - сейчас от этого осталась только шляпа. Тут у нас стол накрыт, у нас в 5 часов гости, простите что не для вас - мы еще встретимся, посидим хорошо. Мы все едим только свое. А сейчас мой сын, выпускник Консерватории, лауреат международных конкурсов, сыграет вам. (Звучит полонез Огинского, с мажорным концом - в барочной традиции).



Collapse )

Абрамцево. Дождь

Мои дети никогда до этого не ездили на электричке! Они спрашивали "на что это похоже?"... А я никогда не была в Абрамцево, это похоже на Еремино через 100 лет. Так что это был день старых новых ощущений. Приятно. Влажно. Люблю так в мае.



Подробности здесь