Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Масленица - от Рогачево до Еремино

Съездили к нашим старикам в Рогачево. В итоге собрались только мы с Юлей и дети, но в закупках подарков, рисовании открыток и выпечке блинов поучаствовало человек 20, собрали в районе 15 тысяч, горжусь доверием. Купили заказанные тарелки, постельное белье, влажные салфетки, цветы, конфеты старикам и персоналу, блины, рыбу...  Еле дотащили! Дети сделали почти экспромтом классный концерт, и я в очередной раз подумала, что мы могли бы совсем ничего не делать, а просто привозить детей - так радуются старики любому их появлению...





А среди стариков был новенький, в рубашке, в уличной обуви под бахилами, моложавого вида, я думала сначала - посетитель. Когда наши дети угасли и пошли валяться на креслах и играть в телефоны, а мы с бабулями решили потянуть грустные песни, он вдруг встал и хорошо поставленным голосом запел "То не ветер ветку клонит". ("Я специально выбрал эту песню на 8 марта, так как в ней про страдания, но от мужского лица"). Я постаралась подпеть, и он тут же ушел в терцию, так красиво получилось! И прямо подряд потом 5 или 10 романсов, песен, "Деревенька моя", "Молодая", и даже "Бессаме мучио" на испанском языке! Я едва успевала подыгрывать. Правда бабки как-то не очень вдохновились - любят сами петь, а тут такое концертное исполнение, сложные слова. Или наоборот, застеснялись.



Познакомились. Анатолий Федорович Поздняков. Из деревни Поздняково неподалеку. Только сегодня поступил. Живет один, отказали ноги. Пролежал в Дмитрове на лечении, теперь поступил сюда на реабилитацию.

"Я просыпаюсь, похожу, умоюсь.. жизнь как-то не начинается. Ну, думаю, надо петь. И вот эту сначала... (поет), потом вот эту... (поет). А вот кстати и романс моего сочинения... (поет), я тут и стихи вот такие сочинил... (рассказывает)".

Уже дети ушли на улицу, сестры раздали обед и собрали грязные тарелки, бабушки поели и залегли спать, а Анатолий все пел мне и пел, держал за руки, все быстрее и быстрее говорил стихи - наивные "закат померанцевый - покрылись румянцем вы", но это неважно, говорил и говорил.... Сосед его, Валера, сам очень даже в форме старичок, читает, разгадывает кроссворды, это он заказал у Деда Мороза зонт-трость (хоть у него и ботинок нет) - смотрел на Анатолия сначала с интересом, потом с недоверием, а потом уже и с усталостью. А тот все цеплялся за меня, потому что вот я сейчас уеду, а он останется. Обещал к следующему разу написать мне слова своего романса и спеть со мной. Но может быть, дай Бог, он еще выйдет отсюда? Тяжело ему здесь будет, да и всем с ним.

Зашла попрощаться к Тане. Вроде бы так ее зовут. Раньше выходила, а теперь лежит. Говорит, слышала как мы поем. И вдруг тоже, как это часто бывает, начинает быстро быстро говорить, боясь что не успеет.

"В Подъячево были? Как там моя школа? Мои одноклассники, ребята? 10 "В". Хорошие они! Давно не видела, не езжу сейчас, боюсь за себя, вдруг упаду. Как они там. Кто директор сейчас? Не наша уж наверное. Будете там - узнайте, как там наш учитель труда, физкультуры? Я Ивакина Татьяна. Тут и брат мой лежит, Сергей Ивакин, тоже сюда привезли. И дядя мой тоже здесь. И бабушка. И прабабушка. Все лежат тут в палатах, мы тут всей семьей. И мамочка моя - вон она там, недалеко. Все мы здесь, Ивакины".

Уехали мы. Вернемся к Пасхе или раньше. Ну что тут еще скажешь. Все фотки здесь.



Потом и наша Масленица сгорела, но тут уж повеселее было.  А всего-то от Рогачево до Еремино - километров 100 по прямой.

Красное платье

Танцы катины идут своим чередом. Не без сложностей, т.к. наш большой клуб "Грейт", в который мы теперь входим, очень крутой, но находится в Бескудниково. Доехали туда только на новогодний концерт и в рождественский лагерь. Вдохновились масштабом, но ездить туда постоянно оочень сложно.



Зато тут... внимание... впервые выходит на сцену теперь наше красное платье!



Вообще значение красного платья в жизни женщины трудно переоценить. Старое синее стало мало, и мы стали ездить по магазинам, но нам ничего не утверждали. Был единственный вариант - шить на заказ, тысяч за 30 или 50... И вот на наше счастье девочка выросла, и тренер предложила ЭТО. С двумя сменными юбками и бантами. Не знаю вообще как Катя согласилась его снять. Все равно дорогое, но Леша, видя глаза дочери, сказал ОК, покупаем. Катя тут же сыграла в нем Королеву в "Алисе" на Олин ДР.



Через день конкурс, на который она пойдет в новом платье! Она его обнимала! Фотографировала отдельно и на себе и рассылала подругам! Вешала и перевешивала, а потом заглядывала в шкаф и гладила. С трудом легла спать в пижаме. И вот ночью приходит вайбер от старшего тренера: не берем! Цвет не тот, бант не тот, фасон не модный. А завтра конкурс. Утром не знаем как сказать. Наконец я решилась: прости, плохая новость, не будем покупать, упаковывай. Мы ждали таакой истерики! И поняли бы ее, и готовили пачки платков и шоколадок. Но наша Катя минуту просто промолчала, понимая смысл моих слов, а потом тихо села и сказала "мне надо побыть одной", потупила в телефоне полчаса, выдохнула и сказала: ну ладно, будут другие платья. И пошла его упаковывать. Если я правильно понимаю, этому в нашей школе учит их Катя Гердзюшева на курсе "практика внимательности". Во всяком случае это не от меня, я бы точно рыдала.

Но дальше получилось так. Синее-то ей уже не влезает, так что я договорилась, что мы берем это красное на один конкурс в аренду. И у Кати было такое настроение, они так отлично станцевали, что впервые взошли на пьедестал в этой федерации и в Е-классе.



И в итоге тренер сказала берем, и мы его таки-купили! И обратите внимание - на пьедестале все в красном.



Еще фотографии из этой серии:
Новогодний концерт в клубе Грейт, декабрь 2018
Конкурс 27 января 2019
Спектакль "Алиса в стране чудес" в "Утренней школе", февраль 2019

Новые Острова!

Два месяца вся моя письменная активность была направлена на выпуск новой книги серии "Острова" - "55 родителей, выбирающих свободное образование". И вот она вышла!



Печатную книгу можно купить у меня, а электронную здесь.

Что в книге? 55 родителей написали о своей истории "свободного образования". Что же это такое? Да толком непонятно. Я сейчас вижу это так -  настало очередное утро, и ты не пошел в школу как все, как надо, как обычно делают, как нас учили и т.д., а задумался о том - а зачем я туда иду? почему в эту школу? а что дальше? И понеслось.  Сначала ты стал выбирать школу и педагогов, потом возникли вопросы к стандартам и программам, потом вообще к необходимости учиться по каким-то стандартам, потом ты стал думать, что ты на самом деле хочешь в жизни?

Ну вот такой простой вопрос - что на самом деле ты хочешь делать этим утром? Хочешь. А какие есть необходимости? Что важнее? Как и в чем ты изменишь мир? Ну в общем это воронка вопросов и вопросов и вопросов, без конца. И все это свобода и ответственность одновременно, а жизнь идет, кругом другие люди и другие свободы и ответственности, и все это вместе такая сложная взаимоувязанная система... Но самое главное - однажды утром ты проснулся и понял, что это не монолит, не данность, это большая живая история, и ты живой, не такой как все, ты не робот, ты не должен достичь стандартов, ты можешь что-то другое и великое!


Вот в целом книга об этом. Кто до чего дошел на этом пути. Прочитайте пожалуйста! Я всегда была фанатом прямой речи, и это новая реинкарнация моего подхода - только прямая речь разных разных людей, и как всегда на пересечении большого количества субъективных точек зрения проясняется что-то очень большое и общее.




Так начался мой Новый год, спасибо за поддержку сестре и остальной семье, про праздники и танцы и еще много что было за это время - тоже отчитаюсь! А пока - Острова!

Утро понедельника одно

(набросок статьи для сборника "Острова: 100 родителей, выбирающих свободное образование")


"То, что вы делаете - это очень хорошо, но надо и математику, и русский, и литературу изучать. Вы что, против Пушкина?"... "Вы такие молодцы, что съездили в до престарелых, собрали у них пожелания к Новому году, но ради Бога, объясни детям, что халат пишется через а!"... "Танцы это прекрасно, а биология как же?"

У меня такие разговоры постоянно. То есть все что мы делаем в своей свободной школе не отрицается, это прекрасно, но подразумевается, что все остальное, "базовое" - дети тоже должны как-то изучить и впитать. И главное глупо спорить! Ну не против же я Пушкина в самом деле.

Мы и сами попали немного в эту ловушку - думали, что раз у нас такие прекрасные свободные развитые дети, то уж школьную-то программу они легко как-то сами пройдут. Но развитые то они развитые, и смысл задач в основном понимают, но чтобы быстро считать, быстро читать, грамотно писать - этим реально надо заниматься сколько часов в неделю. Пусть не столько, сколько в обычной школе, т.к. не надо тратить время на дисциплину, но все равно - сколько? Ну по 2 часа в неделю - русский математика чтение английский? Мало 2 часа. Ну по 3. Итого только это - 12 часов. Утром конечно, пока мозг свежий. Это 5 дней в неделю по 2,5 часа - с 9 до 11.30. Потом гуляние, обед, отдых, вот потом можно спорт, музыка, рисование, что там еще у вас творческое...

Ведь сейчас как? Есть обязательное (математика, русский, Пушкин, хАлат), а есть типа свободное время для всего остального. Но так не работает! Обязательное съедает все - во-первых, "база" растет и растет - Пушкина изучили, но и Гоголя бы хорошо, а что, вы против Гоголя? и т.д.
А во-вторых, банально - светлое время суток и активное позитивное время мозга ограничено, и ты его тратишь или на то или на то. Просто нет больше ресурсов. Учишь математику и английский? В дом престарелых не поедешь. И бассейн не умещается. На выставку не сходишь. Рисовать при дневном свете не получится. Это реальность. Никто кроме нас с Юлей и нашими детьми не может поехать в Рогачево, хотя все поддерживают и сдают деньги.

Я поэтому и стараюсь описать свой манифест в приоритетах: не то чтобы я против базы, но ЭТО УТРО У МЕНЯ ОДНО, и я отдаю его не чему-то внешнему базовому обязательному, а:


  1. Тому что важно именно сегодня, уникально. Например, сегодня наша школа пошла в гости к Максиму, который потом на 3 месяца уезжает. Важно? Да. Можно было бы сделать в другой день? Нет! Он реально уедет.

  2. Тому, что важно для меня в целом. Я сначала расставляю по расписанию (если нет расписания - просто сегодня утром этим занимаюсь) медитацию, спорт, еду, прогулки, творческие студии, музыку, общение, важных людей, благотворительность. Кто будет спорить, что это прежде всего важно для человека? Тогда это и должно занимать время, а не встраиваться по остаточному принципу. В моей жизни это выглядит так - сначала я все время сидела в офисе, а ребенка мне няня привозила в метро в 21.30; а теперь я днем преимущественно тусуюсь с детьми, а работаю мало, урывками и по ночам.

  3. И только потом я уделяю время тому, что хочет от меня кто-то внешний. Есть часы и для таблицы умножения/ зарабатывания, просто их остается оочень мало. Ну ровно чтобы сдать аттестацию/ выжить.

В общем, ничего нового, матрица важно-срочно. Но соответственно и оценивать нашу систему образования надо зеркально реальному расписанию = приоритетам, а не так: "да, наши дети умные, здоровые (тьфу тьфу тьфу), любят школу, хорошо говорят, много занимаются спортом и некоторые даже с разрядами, у них много друзей, у нас был офигенный праздник гномов, они ухаживают за одинокими стариками, мы 4 раза за год сходили в поход и т.д." НО ГДЕ ЖЕ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ? Есть такой анекдот про то как ребенок в 1 год говорит, поет, читает, считает, а педиатр устало ставит ему отставание, т.к. он не собирает пирамидку.

Но все это только первый шаг. Сначала мы просто фактически заменяем в расписании одну базу - другой.

Потом мы додумываемся до того, что очень большую часть в этом расписании должно занимать свободное время. То самое прекрасное питательное время для души, для настоящего развития, роста, для прислушаться к себе, время для того, чтобы вырастить в себе что-то пока неизвестное, создать что-то не для выставки, подумать о вечном... Эта мысль тоже не нова, меня еще на МВА учили планировать не более 70% своего времени, а потом - что у топов не должно быть забито больше 50% расписания...

Сложно, но можно это сделать, если сосредоточиться и ничего не ставить на это пресловутое утро понедельника или на целую среду. Оно адски забивается текучкой! Все только и думают о том, чтобы позвонить именно в эти часы! Игрушки так и манят! Мультики включаются сами собой! Фейсбук пестрит картинками! Но можно, можно сберечь это время для себя, даже и без жесткого отказа от гаджетов (я еще помню времена без гаджетов - так вот, это как бы пустое время отлично съедали перекуры, соседи, поездки и т.д.). Прикол, что и заболевать начинаешь именно в это время, т.к. организм тоже пытается взять свое...

Но я бы хотела вернуть словам "свободное время" их истинное значение. Свободное время - это не остаток от занятости, это не отдых после всего, что мне вписано в расписание, это даже не то, что я выделила и назвала "свободное время", и отключила телефон. ЭТО И ЕСТЬ ВСЕ МОЕ ВРЕМЯ. Оно изначально свободное. В нем разлиты приоритеты. В нем дети перемешаны с работой. Фейсбук не отвлекает, а помогает думать о вечном. Во сне приходят решения задач. Не надо тратить денег на отпуск. А утром в понедельник иногда так приятно почитать Пушкина.

Острова-2: сборник "100 родителей, выбирающих свободное образование"

Прошлой осенью мне повезло подружиться с организаторами школ, близких по духу нашей "Утренней школе", и с тех пор мы много всего сделали вместе, а недавно даже учредили закрытое "творческое объединение Острова" для совместной разработки и продвижения идей свободного образования в нашем понимании.



Весной мы выпустили сборник "Острова: 16 проектов свободного образования", а сейчас работаем над новой книгой - "100 родителей, выбирающих свободное образование".

Если честно, что такое это "свободное образование" мы до конца не знаем, как раз проясняем. Ясно, что не так как было. Понятно, что это тесно связано с общим мировоззрением и даже с политическими взглядами, пониманием счастья, долга, верой в сингулярность и с прочими труднообсуждаемыми и сугубо личными, но очень важными для всех вопросами. Может быть в этом и смысл - свободное образование - это когда оно разное для всех, но при этом решает какие-то общие важные задачи.

Мы хотим обменяться опытом, сомнениями и находками, и вместе с другими родителями подумать о ценностях и путях свободного образования. Приглашаем в авторы всех родителей, кому близки и интересны слова "свободное образование" и он пробовал или пробует жить в этой теме хотя бы в какой-то мере (важно что есть или была практика). У кого все ОК. Тех кто пробовал и не получилось. Тех кто сейчас пробует. Тех кто доволен, и тех кто разочаровался. Кому интересна теория и сугубых практиков. Родителей хомскулеров, анскулеров, семейников, учеников свободных и самых обычных школ.

Многих моих друзей я очень уважаю именно как родителей и с интересом прислушиваюсь к их опыту, но они совершенно не альтернативщики, ходят в самые обычные или супер спец школы, а свои принципы свободного воспитания и образования реализуют дома, в семье. Хотелось бы таких авторов в наш сборник!

Кто-то, наоборот, прошел "путь свободы" и вернулся к четким формам и образовательным стандартам, может описать свой отрицательный опыт и предостеречь остальных. Таких авторов мы тоже очень ждем. Очень хотелось бы найти людей старшего поколения, которые выбирали свободное образование еще в советские годы, делали первые альтернативные школы, начинали движение свободного образования. Круто было бы прочитать и о про опыт обучения особых детей, ведь это всегда очень включенные и думающие родители, уникальный подход, вдохновляющие результаты и тут же очень болезненные ошибки.

Ну и вообще - форма ничто, идея - все. Если вы родитель, вам отзываются слова "свободное образование", у вас есть связанный с этим опыт и вы хотите этим поделиться - welcome aboard. Если знаете кого порекомендовать - аналогично.

Проект некоммерческий, будем скидываться на тираж и открывать краудсорсинг.

Темы, над которыми мы предлагаем подумать авторам:


  1. Что такое образование и каковы его цели для вас и ваших детей

  2. Что такое для вас "свободное образование"

  3. Роли и ответственность школы, родителей, ребенка

  4. Что думают обо всем этом дети

  5. О чем мы волнуемся, чего боимся, страхи и тревоги

  6. Применим ли наш опыт (жизненный, карьерный, образовательный и т.д.) для детей

  7. Ваши принципы, подходы, ценности - что важно в процессе

  8. Чем наше время (поколение) отличается от других

  9. В чем заключается и как происходит нравственное воспитание

  10. Что думают бабушки и дедушки и какова по-вашему их роль

  11. Вопросы, на которые мы пока не знаем ответа

  12. Ваши находки в деле свободного образования, инструменты, ноу-хау, чем гордитесь

  13. Когда возможно самообразование и как ему помочь

  14. Ваши победы в деле свободного образования, успехи - чем гордитесь

  15. Лучший учитель в вашей жизни/ какого ищете для детей

  16. В каждой ли стране возможно свободное образование? Какие страновые особенности, особенности общества вы ощущаете на себе в плане образования?

+ свободные темы авторов

"100 родителей" - это условная цифра, и мы напечатаем книгу с тем количеством авторов, которые откликнутся и пришлют все материалы.

Подробности и заявки: ostrovanet@yandex.ru или в комментах.

Город. Осень. Бабушка

Мы с Лешей были в Твери. Шли сквозь любимые строки Давида Самойлова.



Давай поедем в город,
Где мы с тобой бывали.
Года, как чемоданы,
Оставим на вокзале.

Года пускай хранятся,
А нам храниться поздно.
Нам будет чуть печально,
Но бодро и морозно.

Уже дозрела осень
До синего налива.
Дым, облако и птица
Летят неторопливо.

Ждут снега, листопады
Недавно отшуршали.
Огромно и просторно
В осеннем полушарье.

И всё, что было зыбко,
Растрёпанно и розно,
Мороз скрепил слюною,
Как ласточкины гнезда.

И вот ноябрь на свете,
Огромный, просветлённый.
И кажется, что город
Стоит ненаселённый, -

Так много сверху неба,
Садов и гнёзд вороньих,
Что и не замечаешь
Людей, как посторонних...

О, как я поздно понял,
Зачем я существую,
Зачем гоняет сердце
По жилам кровь живую,

И что, порой, напрасно
Давал страстям улечься,
И что нельзя беречься,
И что нельзя беречься...



Стояли у памятника, где ... 35 лет назад папа фотографировал мою бабушку Антонину Николаевну Садовскую, которая выросла здесь.



Бабушкины родители переехали в Тверь из Санкт-Петербурга, прадед работал здесь в нотном магазине и тапером в кинотеатре, а вообще он был композитором, прабабушка - почтальоном. Ходили по этим улочкам! Потом перед самой войной прадед умер, а бабушка с прабабушкой и маленькой моей мамой спешно уехала из Калинина, "закрыв все что было, дом, калитку на вот такой маленький висячий замочек", чтобы увидеться с мужем, уходившим на фронт из Москвы. Они долго-долго ехали на поезде, их уже бомбили, не успели. Дед погиб в сентябре 1941 года.


Где этот дом? Я думала, что бабушка не нашла потом его, все стерла война, горести, трудности, жизнь. Но мама пишет в комментариях, что бабушка вспомнила и показывала дом, где росла, а последний домик просто был разрушен. Вот что она прислала: "Вот все,что я нашла в архиве. Название Медниковская  (улица ) мне знакомо, и мне кажется , что мы сфотографированы у ворот именно того дома, где кузница. Но в книге мама пишет, что они жили на Секретарской (Вольной ) улице. А на этой улице находилась мамина начальная школа.  Но, во всяком случае есть адрес д.23а, и он либо на Медниковской, либо на Вольной. Вот все, что мне удалось найти. Открыток нет, есть только письма без конвертов. Целую."




Вот здесь мама писала про бабушку, а здесь про прабабушку

Сейчас "Ласточка" идет до Твери час сорок. А сегодня 10 лет как бабушка умерла. Привет тебе, бабуля! Ты не береглась, ты была такая живая до самого конца. И город твой прекрасный. Старая красота проступает сквозь советское и перестроечное серое, безликое.



Ну а ездили мы можно сказать в командировку, встречались с тверской свободной школой "СОВУМ", все фотографии можно посмотреть здесь, мою презентацию здесь.

Интересно, что во время встречи говорили "ну вот мы здесь в воскресенье днем! забыв все, обсуждаем свободное образование, а дети наши где? небось мультики смотрят? их только оставь на свободе!". А дети мои, выбрав каждый себе дом по вкусу, вовсе не бездельничали, а даже наоборот - Катя с Настей и Машей были кураторами выставок, а Петя с Надей рисовал линии и обыгрывал ее в крестики - нолики и танки. Тоня же, Антонина, названная в честь бабушки, лепила из глины и посетила концерт.



Привет тебе и от этих симпатичных потомков. Надеюсь они тебя радуют:)

Снова туристята?

Так вот о погоде. Для истории запишу - 14 октября 2018 года в Москве было +15, солнечно, сухо. Казалось, что листья на этот раз падали от того, что окончательно наполнялись тяжелым осенним солнечным светом и должны были перенести его в землю.




Невероятным усилием воли мы выбрались в походик с друзьями из других свободных школ - У.Дача и Дубравушка. У.Дача находится в Кратово, поэтому ребята предложили ехать в их направлении и показали нам поляны на берегу Нерской. Скорее всего, это место больших слетов, тут есть подъезд на машинах, вода, дрова, большие поляны. Но на повезло, и мы были почти одни. Мы ехали на электричке! Шли пешком 6 км туда и 5.5 обратно! Конечно, для такого короткого светового дня эта дорога длинновата, и обратно мы бежали по лесу на редкую электричку в абсолютной темноте. В метро дети уже окончательно вырубались, но у меня было ужасно приятное чувство наполненности этим осенним лесом, костром, воспоминаниями.




В общем, совсем недавно мы с Чиграшами ходили на такие слеты, с родителями ездили на этой электричке, с папой собирали почти в этом лесу калину... Бесконечная осень. Просто в этом году теплее.





Все наши фотки здесь

Живое образование

"Утренняя школа" представила на конференции "Живое образование" концепцию # самошколы - открытого исследовательского проекта об истоках осознанного самообразования и роли взрослых в самообразовании детей.




Программа была такая:

11.00 - 11.30 Анна Турчанинова. Открытый исследовательский проект # Самошкола. Все мы хотим, чтобы дети учились сами, но реально ли это на практике? Мы обладаем опытом, ресурсами, ходим на конференции и очень хотим для своих детей самого лучшего! А они? Интересны ли им темы образования, которые мы так горячо обсуждаем? Хотят ли, могут ли они учиться сами, чему, когда и как им помочь? С какого возраста возможно реальное самообразование и что вообще это такое? Я расскажу об идее #самошколы - открытого проекта совместной разработки методик осознанного самообразования, общей копилки практик и кейсов, к участию в которой "Утренняя школа" и творческое объединение "Острова" приглашают всех, кому интересна эта тема.

11.30 - 11.45 Лика Крючкова, НОС - новый проект.

11.45 - 12.00 Свободный микрофон: "А наши дети сами делают..." Что?

12.00 - 13.00 Профи - баттл "Детисами vs Онинемогут" с он-лайн участием Станислава Самыкина на стороне "детисами" и Амира Тагиева на стороне "онинемогут". Скрайбинг - Надя Артемьева.

Полностью тема звучит так: Могут ли дети сами учиться?

Сторона "детисами" защищает позицию "дети учатся только сами, не нужно никаких специальных действий взрослых", сторона "онинемогут" защищает позицию "дети не могут учиться сами, роль взрослых необходима".

Формат:
1. Стейтмент каждого из 3х спикеров на каждой стороне (один онлайн, двое офлайн), с уточняющими вопросами по 5 минут.
2. Обмен едкими вопросами - каждый спикер может задать вопрос любому спикеру с другой стороны, и предложить свою контрверсию ответа.
3. Завершающие стейтменты из зала, и в конце спикеров.

В целом цель - не убедить кого-то, не проголосовать, а наиболее полно прояснить позиции. Будет вестись скрайбинг, в результате которого у всех участников окажется наиболее полный список аргументов за и против, и каждый сможет думать дальше.




Я сейчас очень погружена в эту тему и горжусь, что меня поддержали самые интересные коллеги по нашему и дружественным проектам. Света Костыгова разработала логотип, а Надя Артемьева законспектировала нашу встречу в скрайбинге:




Мы продолжаем думать и растить # самошколу, приглашаем всех присоединяться! Подробности в моей презентации и в дальнейших публикациях, а также на страницах сборника "Острова - 2", впрочем об этом чуть позже:)

Конспект встречи от Анны Козловой
Фрагмент видео-записи со стороны зума, в котором принимал участие апологет Self Directed Education из Украины Станислав Самыкин
Моя презентация
Мои и надины фотографии встречи

Тимохе 6

Этот тимошин ДР войдет в историю как "День Гипсовой руки" - два брата умудрились сломать руку с разницей в день! (а на праздник еще пришел Федя Скворцов с гипсом же)



Но если честно, им это не мешает совсем никак. Гордятся! Тимоха вообще всем гордится, он всегда отвечает - да! хочу! я! Он самый активный, амбициозный, безбашенный из детей этого призыва. Он очень талантливый! Когда сломал правую руку, все даже удивились что он не левша, но Таня говорит что он как раз и есть амбидекстр. Действительно, на левую перешел легко. Он выиграл чемпионат сада по шашкам, и Светка не может его обыграть. У него талант к футболу и бадминтону. Он лучше всех занимается математикой и роботами. Я очень хочу, чтобы он совсем перешел в нашу школу, боюсь что его закатает, сровняет обычная. Но Костыговы они такие... Не очень восприимчивые к внешнему влиянию. Так что в любом случае все будет хорошо. Тимоха кровно заинтересован в семейном образовании не потому, что оно более свободное. Он больше все на свете любит Маму! А на семейном образовании она будет с ним больше. Это все, что хочет Тимоха. И лего.




Все наши фотки ДР Тимохи

Фиксики для взрослых

В начале 90-х на журфаке организовали встречу с Булатом Окуджавой, тема - его новый роман. Собралось неожиданно мало людей. И когда он спросил, кто читал этот роман, подняли руку двое или трое. Он сразу потерял интерес к нам, коротко что-то рассказал и собрался уходить. Но было еще время вопросов. И тут взяла слово дама средних лет с рыжей косой, преподша с кафедры рекламы по-моему, и громко и восторженно стала говорить: "Дорогой Булат Шавлович! Я и мои дети выросли на ваших песнях! То что вы сделали для нас!..." Он устало прервал ее и снова спросил, читала ли она роман? Нет, она не читала, но он всегда, всегда был ее кумиром!  Он спросил, есть ли у кого-то другие вопросы, с трудом спустился с кафедры и ушел.

Конечно, и я бежала на встречу с Георгием Васильевым в 17.30 (!) на Бауманскую (!) именно из-за того, что это он. Что я и мои дети... блаблабла. Я отношусь к нему с очень большим пиететом. Хотя лучшие стихи для их дуэта написал Иващенко. Но именно Васильев всегда нравился мне внешне, внутренне, своей сдержанностью, чувством юмора, неартистичностью, артистичностью, голосом и вообще. Это человек многих жизней. Реально он большой бизнесмен, и бренды, в которых он принимал участие, очень славные и правильные (странно только что не Яндекс). История с Норд Остом. Наверное, я все сама себе придумала, снаружи никогда ничего не понять, но я помню одно интервью, через небольшое время после. Он сидел в какой-то студии, в которой вроде бы за стеклом была Красная площадь, или такая картинка. Он был абсолютно седой. Мне кажется, я все правильно поняла. Я мечтала и мечтаю взять у него интервью или работать с ним, когда-то даже писала такие письма в одну из компаний, где он работал, но мне никто не ответил. Отдельно - Гора самоцветов и Фиксики. Это снова большое, правильное, классное, я и мои дети...

Так вот, помня о той тетеньке с рыжей косой, я старалась максимально отстраниться от всех этих историй и посмотреть на своего... можно сказать кумира объективным новым взглядом. Ведь он снова открыл новую жизнь.



Лекция проходила в Бауманке и называлась "Технологическая сингулярность. Новые социальные и этические проблемы".

Как оказалось, это 12ая из его цикла лекций "Человек и ноосфера: современное осмысление мира" - Георгий Леонардович прочитал их в прошлом году как межфакультетский курс в МГУ, потом еще много раз читал (особенно последнюю) в разных открытых аудиториях. Презентации всех этих лекций можно посмотреть здесь. Так что не буду повторять содержание. В целом на этот раз он поставил себе задачу популяризации целостного научного знания, рассказ широкой аудитории о фундаментальной картине мира, месте человека в мире и о прогнозах на ближайшее будущее. Он широко пользуется различными источниками и аккуратно ставит на них ссылки, так что при желании сами данные и теории можно проверить и прочитать о них более подробно. Говоря о НТП и сингулярности, в целом он излагает ранее известные мне прогнозы, например близка ему по содержанию лекция Евгения Кузнецова на форуме "Остров 10-21".

Что нового я услышала, и это важно для меня именно от Васильева:

  1. Он не считает что все плохо, считает что все эти глобальные изменения - это факт, нет отрицательной оценки, эсхатологических эмоций. Собирается сам жить до 100 как минимум. Вообще как бы во многих вопросах стоит "на стороне машин" (не считает ужасным, что они заменят то-то и то-то).

  2. Под сингулярностью понимает не просто точку совпадения разных экспонент НТП, но и экспоненциально развивающегося социального неравенства, кризиса новой этики, нового сознания. Т.е. сингулярность наступит именно из-за сочетания технологических и нетехнологических факторов.

  3. Выносит в главную мысль презентации мысль Альберта Швейцера о том, что все будет нормально, если духовный, нравственный прогресс будет опережать научно-технологический. Видит пример такого в том, что ядерное оружие изобретено, но не применяется.

  4. Но в целом не считает, что должен появиться какой-то один мессия, сообщество, нравственный закон и т.д., который будет сдерживать или направлять НТП в интересах человечества. Каждый человек, осознавший глобальность перемен, открытый новому миру, гуманный - будет на своем уровне создавать и внедрять новый гуманизм и новую нравственность, и это будет хорошо. Для того он и читает эти лекции.

  5. Верит в "мозгонет" - сеть из мозгов людей, т.е. вселенский разум, а значит в вечную жизнь.

  6. Человек должен понять, в чем его ноу-хау.

В конце лекции я задала два вопроса, вот ответы Георгия Васильева:

Какая цель этой лекции? Мы должны начать что-то делать по-другому? Испугаться? Учиться чему-то?

- О той цели, которую преследуете вы, надо спросить у вас, потому что вы зачем-то сюда пришли. Что касается меня – я не алармист. Я не стараюсь кого-то напугать или призвать к чему-то. Во-первых, разговаривая с вами, выслушивая ваши вопросы, отвечая на них, излагая какие-то известные и неизвестные факты, я структурирую это знание для себя. Я читаю эту лекцию четвертый или пятый раз, и с каждым разом я все лучше и лучше понимаю эту проблематику. Для меня это важно. Кроме того, эта лекция – часть, причем небольшая, целого цикла лекций, моих размышлений о мире. Я глубоко убежден, что это страшное слово «мозгонет»  - оно работает уже сейчас. Потому что какая разница по большому счету, каким способом вы вводите информацию в свой мозг информацию – с помощью датчиков, которые непосредственно передают информацию на подкорку, или с помощью гаджетов, в которые вы смотрите целый день, через которые вы общаетесь? Разницы нет! Этот общий мозг функционирует уже сейчас. Более того, а до появления гаджетов – разве не было этого функционирования? Было. Люди общались через школы, через книги, все равно этот мозг функционировал, просто намного медленнее. Все что с нами сейчас происходит – это проявления этого мозга. Мы увидим собственными глазами, надеюсь, все доживем до того, как этот мозг начнет генерировать свои идеи со скоростью человеческой мысли. Это единственное новшество, которое произойдет. Но именно это новшество принесет качественные изменения в наше сознание, в ноосферу, в этику. Вот эти качественные изменения, эти потрясения, которые нам предстоят – кто-то их боится, кто-то их приветствует, кто-то на них работает, кто-то будет первыми добровольцами и испытает все это на себе, это зависит от склада характера, от человека. Я работаю тут как информатор.

Чему надо учить детей?

- Я думаю, что надо учить детей… А это всем интересен вопрос?... Наверное, вы слышали про мультфильм «Фиксики». Я являюсь его продюсером, автором нескольких сценариев, песен. Я считаю, что учить нужно тому, чему учит этот сериал. Он объясняет детям, что они живут в сложном, временами опасном мире. Он учит детей не бояться этого мира, помогает им ассимилироваться в нем и вести себя в нем достойно. Мы не в состоянии изменить глобальные тенденции, о которых мы говорили. Но мы можем облагородить, очеловечить их, вести себя достойно. Вот этому и надо учить.

Если честно, я ожидала в ответ на второй вопрос все же какого-то списка - ну пусть "софт скиллз". И так прекрасно и странно было услышать о гуманизме, особенно в стенах Буаманки. Бауманка меня разочаровала. Прекрасные свежепокрашенные коридоры, цветы, буфеты, плазменные панели! И абсолютно... советская аудитория. Студенты, в голос разговаривавшие во время лекции (пригнали что ли их туда?) и преподаватели с лицами "ну да ну да все это понятно, мы все это знали еще в 80м году", всего человек максимум 40. Может быть я опять все не так поняла! Ориентировалась на внешнее! Может быть все это улыбки не космомольских лидеров (бывших и настоящих), а в конце концов и сам Васильев в свое время был вроде бы комсомольским лидером, может быть они знают другие научные прогнозы? Готовятся к ним как-то по своему? Уже развили нравственность и гуманизм? Было бы хорошо. Но мое внимание приковал логотип "День русской системы обучения ремеслам", и я уже не могла переключиться. Таак далеки они от позиции лектора... Ну да Бог с ними. Все пошли фотографироваться на лестницу, "потому что у нас в Клубе инженерных предпринимателей есть такая маленькая традиция - мы всегда фотографируемся с лекторами", а я получила автограф Васильева на афише и убежала. Кому надо, могу дать аудиозапись лекции.