Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Тоне 4



Ну вот такое предчувствие праздника, как всегда в начале декабря, да и уже сейчас праздник, и спокойная уверенность, и умение добиться своего, а потом улыбаться как звезда с ощущением что все сложилось, как надо.

Поехали сегодня во Фряново за тортом. Тоня сразу сказала, что хочет шоколадный с клубникой. Мы прошли четыре магазина, и везде было много разных вкусных тортов и пирожных, и все было предложено и рассмотрено, но отвергнуто, ибо не было среди них шоколадного с клубникой.  Она готова была спокойно вернуться без торта! К счастью, нам удалось найти шоколадный и отдельно купить клубнику. Благосклонно позволила положить в машину и подать к столу. На самом деле в ее поведении нет капризов - это удивительно, но она просто спокойно знает и говорит, что она хочет или не хочет. Другое дело, что мы не всегда с этим согласны, начинаем уговаривать, заставлять, манипулировать. Тут уже понятно, что и Батончик в ответ применяет весь доступный арсенал убеждения от глаз Кота из Шрека до криков назгула. Но если это не работает, она тоже через некоторое время говорит "ну ваадно..." и принимает ситуацию, которую не удалось изменить. А еще она очень умная, сводит такие параллели, говорит такие речи! "А Фродо сразу был хоббитом? А кто его родил? А кто родил первого хоббита?", "Хороших больше чем плохих: гномы, эльфы, хоббиты хорошие, а плохих только орки и гоблины. - А люди? - А мы то такие, то такие", "Почему фильм называется "3 мушкетера"? Их же четверо?"... Видит Тоня и людей вокруг, многое понимает и сочувствует, всегда старается помочь, обожает дарить подарки и очень многое делает сама.

Рады быть родителями такого человека, стараемся понимать, помогать, стараемся чтобы нашей любви хватило ее большому сердцу - вот такому, какой мак ей подарила бабушка Света.

Фиксики для взрослых

В начале 90-х на журфаке организовали встречу с Булатом Окуджавой, тема - его новый роман. Собралось неожиданно мало людей. И когда он спросил, кто читал этот роман, подняли руку двое или трое. Он сразу потерял интерес к нам, коротко что-то рассказал и собрался уходить. Но было еще время вопросов. И тут взяла слово дама средних лет с рыжей косой, преподша с кафедры рекламы по-моему, и громко и восторженно стала говорить: "Дорогой Булат Шавлович! Я и мои дети выросли на ваших песнях! То что вы сделали для нас!..." Он устало прервал ее и снова спросил, читала ли она роман? Нет, она не читала, но он всегда, всегда был ее кумиром!  Он спросил, есть ли у кого-то другие вопросы, с трудом спустился с кафедры и ушел.

Конечно, и я бежала на встречу с Георгием Васильевым в 17.30 (!) на Бауманскую (!) именно из-за того, что это он. Что я и мои дети... блаблабла. Я отношусь к нему с очень большим пиететом. Хотя лучшие стихи для их дуэта написал Иващенко. Но именно Васильев всегда нравился мне внешне, внутренне, своей сдержанностью, чувством юмора, неартистичностью, артистичностью, голосом и вообще. Это человек многих жизней. Реально он большой бизнесмен, и бренды, в которых он принимал участие, очень славные и правильные (странно только что не Яндекс). История с Норд Остом. Наверное, я все сама себе придумала, снаружи никогда ничего не понять, но я помню одно интервью, через небольшое время после. Он сидел в какой-то студии, в которой вроде бы за стеклом была Красная площадь, или такая картинка. Он был абсолютно седой. Мне кажется, я все правильно поняла. Я мечтала и мечтаю взять у него интервью или работать с ним, когда-то даже писала такие письма в одну из компаний, где он работал, но мне никто не ответил. Отдельно - Гора самоцветов и Фиксики. Это снова большое, правильное, классное, я и мои дети...

Так вот, помня о той тетеньке с рыжей косой, я старалась максимально отстраниться от всех этих историй и посмотреть на своего... можно сказать кумира объективным новым взглядом. Ведь он снова открыл новую жизнь.



Лекция проходила в Бауманке и называлась "Технологическая сингулярность. Новые социальные и этические проблемы".

Как оказалось, это 12ая из его цикла лекций "Человек и ноосфера: современное осмысление мира" - Георгий Леонардович прочитал их в прошлом году как межфакультетский курс в МГУ, потом еще много раз читал (особенно последнюю) в разных открытых аудиториях. Презентации всех этих лекций можно посмотреть здесь. Так что не буду повторять содержание. В целом на этот раз он поставил себе задачу популяризации целостного научного знания, рассказ широкой аудитории о фундаментальной картине мира, месте человека в мире и о прогнозах на ближайшее будущее. Он широко пользуется различными источниками и аккуратно ставит на них ссылки, так что при желании сами данные и теории можно проверить и прочитать о них более подробно. Говоря о НТП и сингулярности, в целом он излагает ранее известные мне прогнозы, например близка ему по содержанию лекция Евгения Кузнецова на форуме "Остров 10-21".

Что нового я услышала, и это важно для меня именно от Васильева:

  1. Он не считает что все плохо, считает что все эти глобальные изменения - это факт, нет отрицательной оценки, эсхатологических эмоций. Собирается сам жить до 100 как минимум. Вообще как бы во многих вопросах стоит "на стороне машин" (не считает ужасным, что они заменят то-то и то-то).

  2. Под сингулярностью понимает не просто точку совпадения разных экспонент НТП, но и экспоненциально развивающегося социального неравенства, кризиса новой этики, нового сознания. Т.е. сингулярность наступит именно из-за сочетания технологических и нетехнологических факторов.

  3. Выносит в главную мысль презентации мысль Альберта Швейцера о том, что все будет нормально, если духовный, нравственный прогресс будет опережать научно-технологический. Видит пример такого в том, что ядерное оружие изобретено, но не применяется.

  4. Но в целом не считает, что должен появиться какой-то один мессия, сообщество, нравственный закон и т.д., который будет сдерживать или направлять НТП в интересах человечества. Каждый человек, осознавший глобальность перемен, открытый новому миру, гуманный - будет на своем уровне создавать и внедрять новый гуманизм и новую нравственность, и это будет хорошо. Для того он и читает эти лекции.

  5. Верит в "мозгонет" - сеть из мозгов людей, т.е. вселенский разум, а значит в вечную жизнь.

  6. Человек должен понять, в чем его ноу-хау.

В конце лекции я задала два вопроса, вот ответы Георгия Васильева:

Какая цель этой лекции? Мы должны начать что-то делать по-другому? Испугаться? Учиться чему-то?

- О той цели, которую преследуете вы, надо спросить у вас, потому что вы зачем-то сюда пришли. Что касается меня – я не алармист. Я не стараюсь кого-то напугать или призвать к чему-то. Во-первых, разговаривая с вами, выслушивая ваши вопросы, отвечая на них, излагая какие-то известные и неизвестные факты, я структурирую это знание для себя. Я читаю эту лекцию четвертый или пятый раз, и с каждым разом я все лучше и лучше понимаю эту проблематику. Для меня это важно. Кроме того, эта лекция – часть, причем небольшая, целого цикла лекций, моих размышлений о мире. Я глубоко убежден, что это страшное слово «мозгонет»  - оно работает уже сейчас. Потому что какая разница по большому счету, каким способом вы вводите информацию в свой мозг информацию – с помощью датчиков, которые непосредственно передают информацию на подкорку, или с помощью гаджетов, в которые вы смотрите целый день, через которые вы общаетесь? Разницы нет! Этот общий мозг функционирует уже сейчас. Более того, а до появления гаджетов – разве не было этого функционирования? Было. Люди общались через школы, через книги, все равно этот мозг функционировал, просто намного медленнее. Все что с нами сейчас происходит – это проявления этого мозга. Мы увидим собственными глазами, надеюсь, все доживем до того, как этот мозг начнет генерировать свои идеи со скоростью человеческой мысли. Это единственное новшество, которое произойдет. Но именно это новшество принесет качественные изменения в наше сознание, в ноосферу, в этику. Вот эти качественные изменения, эти потрясения, которые нам предстоят – кто-то их боится, кто-то их приветствует, кто-то на них работает, кто-то будет первыми добровольцами и испытает все это на себе, это зависит от склада характера, от человека. Я работаю тут как информатор.

Чему надо учить детей?

- Я думаю, что надо учить детей… А это всем интересен вопрос?... Наверное, вы слышали про мультфильм «Фиксики». Я являюсь его продюсером, автором нескольких сценариев, песен. Я считаю, что учить нужно тому, чему учит этот сериал. Он объясняет детям, что они живут в сложном, временами опасном мире. Он учит детей не бояться этого мира, помогает им ассимилироваться в нем и вести себя в нем достойно. Мы не в состоянии изменить глобальные тенденции, о которых мы говорили. Но мы можем облагородить, очеловечить их, вести себя достойно. Вот этому и надо учить.

Если честно, я ожидала в ответ на второй вопрос все же какого-то списка - ну пусть "софт скиллз". И так прекрасно и странно было услышать о гуманизме, особенно в стенах Буаманки. Бауманка меня разочаровала. Прекрасные свежепокрашенные коридоры, цветы, буфеты, плазменные панели! И абсолютно... советская аудитория. Студенты, в голос разговаривавшие во время лекции (пригнали что ли их туда?) и преподаватели с лицами "ну да ну да все это понятно, мы все это знали еще в 80м году", всего человек максимум 40. Может быть я опять все не так поняла! Ориентировалась на внешнее! Может быть все это улыбки не космомольских лидеров (бывших и настоящих), а в конце концов и сам Васильев в свое время был вроде бы комсомольским лидером, может быть они знают другие научные прогнозы? Готовятся к ним как-то по своему? Уже развили нравственность и гуманизм? Было бы хорошо. Но мое внимание приковал логотип "День русской системы обучения ремеслам", и я уже не могла переключиться. Таак далеки они от позиции лектора... Ну да Бог с ними. Все пошли фотографироваться на лестницу, "потому что у нас в Клубе инженерных предпринимателей есть такая маленькая традиция - мы всегда фотографируемся с лекторами", а я получила автограф Васильева на афише и убежала. Кому надо, могу дать аудиозапись лекции.

Владимир Мартынов. Автоархеология



"...Мне так и не удалось закончить «Трактат о форме облаков», который я неоднократно порывался написать в начале 1960-х годов и разрозненные фрагменты которого были полностью утрачены мной, хотя в стихотворении с аналогичным названием я и заявил о его завершении. Есть какая-то высшая правда в том, что я не мог завершить этот трактат и что фрагменты его потерялись, — это соответствует духу и природе облаков. Завершенный и написанный «Трактат о форме облаков» не есть истинный «Трактат о форме облаков». Истинный «Трактат о форме облаков» должен быть недописан и утерян...

...Во фрагментах «Трактата о форме облаков» опровергалось общепринятое мнение, согласно которому состояние бодрствования должно рассматриваться как область реальности и действительности, а состояние сна почитается за нечто иллюзорное, нереальное и просто несуществующее. В этих фрагментах утверждалось нечто прямо противоположное, а именно: что состояние бодрствования есть состояние иллюзии существования постоянного, неизменного «я», в то время как в состоянии сна эта иллюзия может быть преодолена, и часто действительно преодолевается, непредсказуемыми изменениями сна, а это значит, что в состоянии сна наше сознание находится гораздо ближе к реальности, чем когда оно находится в состоянии бодрствования. Глубина бытия раскрывается в состоянии сна; плоскость же существования разворачивается в состоянии бодрствования. Для того чтобы погрузиться в иероглифическую глубину бытия, необходимо упразднить грамматическую плоскость существования, а это возможно только в том случае, если мы сможем подчинить состояние бодрствования действию законов сна...

...Но, может быть, еще более интересная история произошла с «Трактатом о конфигурации сна», который я писал во сне и который так и остался во сне, так что в состоянии бодрствования о нем можно было только вспоминать. Конечно же, несовпадение параметров пространства сна и пространства бодрствования не позволяет мне восстановить сейчас полностью содержание этого трактата, но какие-то отдельные его положения я все же могу пересказать.

«Реальность ходит на двух ногах, одной из которых является состояние сна, а другой — состояние бодрствования, однако современное сознание прыгает на одной ноге по той причине, что оно пренебрегает состояние сна» — я хорошо запомнил эту начальную фразу трактата, продиктованную мне во сне Сидельниковым, но что касается дальнейшего, то тут возможен только приблизительный пересказ. Общий смысл трактата сводился к следующему: наша ошибка заключается в том, что мы рассматриваем состояние бодрствования как абсолютную и единственную реальность, а состояние сна как нечто иллюзорное и нереальное. Мы полагаем, что сон — это всего лишь комбинация каких-то обрывков и фрагментов состояния бодрствования, которые перепутываются меж собой и складываются в некие фантастические, абсурдные и завораживающие образы, однако, как бы восхитительны порой эти образы ни были, на самом деле они не имеют никакого отношения к реальной действительности. Все это, как говорится, лишь сон, лишь дымка, лишь иллюзия. Конечно же, эти фантастические образы сна психоаналитики могут использовать для выявления комплексов, фобий и прочих психических расстройств пациента, а последователи Юнга, расшифровывая эти самые образы, могут выявлять архетипы коллективного бессознательного, но и в том и в другом случае образы сна рассматриваются как некие подручные средства, способствующие разрешению проблем, которые возникают в состоянии бодрствования, а само состояние сна рассматривается как нечто факультативное, как некая техническая, обслуживающая и не всегда необходимая инстанция, задачей которой является сделать наше пребывание в состоянии бодрствования максимально комфортным.

«Трактат о конфигурации сна» излагал диаметрально противоположную точку зрения, согласно которой именно состояние сна является абсолютной и единственной реальностью, в то время как состояние бодрствования представляет собой нечто иллюзорное и нереальное, ибо оно есть не что иное, как комбинация каких-то обрывков и фрагментов состояния сна, дающих самое отдаленное, а порой и просто искаженное представление о том, что, собственно, мы видели и переживали во сне. Тут нужно говорить скорее даже не об обрывках и фрагментах, но о бесчисленных мелких осколках, которые принципиально невозможно собрать в какое-то целое, находясь в состоянии бодрствования. Знание, полученное нами в состоянии сна, невозможно перенести в состояние бодрствования и воспроизвести его здесь, и это обусловливается тем, что пространство сна и пространство яви строятся на принципиально различных, не сводимых друг к другу законах. Пространство бодрствования подчиняется грамматическим законам, причинно-следственным связям и однонаправленному вектору времени, но все это перестает действовать в пространстве сна, ибо там господствует единый «закон конфигурации сна», описанию которого и был посвящен трактат, продиктованный мне во сне моим учителем. Мне даже была явлена формула этого закона, но, поскольку знание, обретенное во сне, не может быть ни перенесено в пространство бодрствовании, ни воспроизведено в нем, то, проснувшись, я уже не мог сказать ничего конкретного ни по поводу «закона конфигурации сна», ни тем более по поводу формулы этого закона. Я знал твердо только одно: «закон конфигурации сна» существует, и для его постижения необходимо научиться преодолевать законы грамматического мира....

...«Современные люди спят для того, чтобы бодрствовать, и поэтому их бодрствование сонно и вяло, но настоящий человек должен бодрствовать для того, чтобы спать и видеть сны, ибо правильно увиденный сон есть истинное бодрствование, в то время как неправильно проживаемое бодрствование есть всего лишь дурной сон».

Владимир Мартынов. Автоархеология 1952-1972

Середина лета всегда для меня будет - ДР Дихтера

Я у него училась когда-то авторской песне в студии "Остров", 11 лет назад он умер, но 70 лет вчера праздновало много друзей. Да что там говорить, ДихтерА (Дима и Галка Крылова) - это была целая жизнь, огромная часть моего круга, образа мыслей, музыкальных стандартов - из Острова. Ну а сам Дихтер - совершенно необычный, штучный человек. "Островитяне" поют определенные песни только по-дихтеровски, он отдал нам свою интонацию, такая она узнаваемая. Вот - "Вальс птицелова" - мы все поем ее ровно с таким акцентом (недавно пробовали с Тиматковыми). А "Баб-Эль-Мандебский пролив" нам не вытянуть, т.к. надо именно этим дуэтом, но мы со Светой часто ее бормочем. Таня Сухачева поет по-дихтеровски "Спит Гавана", я "Зычный гудок", Алена "Перетяни потуже ремни", и конечно они с Васей - "Люди Севера".

Ну и человеческая интонация у него очень узнаваемая, пыталась записать про нее тогда после похорон.

ДР праздновали концертом на фестивале, все наши старички пели, Дунц организовал стенгазету поздравлений. Приятно посмотреть на знакомые лица! (Мне кажется я знаю, что они все поют:)



(фото Тани Мосоловой)

Мы к сожалению были еще в дороге, зато на балтийских берегах как бы случайно встретились 4 выпускника Острова - Настя, Олег Шейнкман, Виталик Рейф и я, и представьте - нас многое до сих пор объединяет, удивительно! Настя сделала открытку от нас:



В общем дихтеровский остров был реально особым местом, где расцветали особые эндемики, и цветут по сей день - кто-то как мы переехал на материк и скрестился с другими видами, а кто-то до сих пор там. Здорово что Дима был с нами.

Начинается Танец!




На этом конкурсе сквозь технику и спорт проступило настроение и вдохновение, уже в паре, танцевали в удовольствие! Выиграли 2 вторых и 3 третьих места - неплохо, но кубка таки нет. В нашем классе судится техника, надо дотянуть до Е-класса, и тут экспрессия сработает. Но я уже сейчас первый раз за год получила просто удовольствие смотреть. Катя молодец и объективно красавица.



Все фотографии конкурса Н5 в ДК МЭИ здесь

Collapse )

Люди моря, вестники счастья

Рассказав о походе, остается добавить лишь несколько картинок из остальной части этого нашего крымского путешествия. На обобщения нет вдохновения, слишком уж обманчивы и пусты стали слова... Крымнаш... Крымненаш... Аэропорт, мост, показуха или подъем экономики... Спорили полночи в чате... Остаюсь при своем, но говорить пока больше про это не хочется. Шампанское - вкусное. Ели на 300 р в день на взрослого! У наших добрых знакомых в Зеленогорье пока все хорошо. Море - синее. Наши дети - самые лучшие, и все целы! За все это спасибо и слава Богу.



(Это уже Светка и Леха приехали, и на зеленогорском озере открылся сезон тарзанки и катамарана).


А это мы Леху проводили в вино-вело поход вокруг Новороссийска, но об этом в профильном журнале Чиграшей.

Мои любимые кадры, все фотки здесь. Если коротко - поедем еще. Правда от аллергии не помогло, но это значит надо пораньше и надольше уезжать:)



Вы украинец? - В каком смысле?

В советское время в паспорте было написано "русский". Я родом из Днепропетровска, жена тулячка. Ее отец нанялся к нам на новую шахту работать, тогда всех звали, квартиру давали. Мы учились в одном классе. Потом я учился в Новосибирске в училище высшего командного состава - служил в дальневосточном округе по срочной, там и остался. Жена ко мне переехала. Служили в Сибири, сын там родился, в тайге. А дочь едва в Польше не родилась.Я заканчивал службу в Северной группе войск. 1990-й год, все стало разваливаться, нас стали увольнять по сокращению, части выводить. Два месяца до родов! Было бы у дочери написано в паспорте "место рождения - Польша", и ей бы дали сейчас польское гражданство. Причем мы дружили там с поляками, они предлагали - давайте мы разведемся, с вами поженимся фиктивным браком, останетесь здесь! Но я же был партийный, военный, говорю жене - ты что! Надо вернуться, встать на учет в военкомат. Знал бы как все повернется, что и возвращаться-то некуда уже. Многие у нас остались в Германии, в Восточной Европе. Но я же политработником был.

Ну а потом жили в Донецкой области, а здесь в Крыму у тестя был дом, мы сюда ездили отдыхать, потом он умер, стали оформлять наследство, думали продадим, да так сами и остались. Сначала скучно было, потом прижились, огород, сад, жена фельдшером работала, сейчас на пенсии.

У нас конечно приезжих меньше стало. Раньше ведь вам сюда хорошо было ездить с московскими деньгами, и украинцы тоже ездили. Теперь с Украины нет никого, а русским тоже не очень ездить на московские-то цены. Гостиницы заполняются, а частный сектор стоит пустой. На Украину к своим тоже не особо съездишь, дорого стало, поездов нет, на машине чего ехать - везти ничего нельзя. Раньше я детям привозил ящиками виноград, помидоры, яблоки, персики. А теперь нельзя ввезти туда.

А в Донецке не поймешь, у меня там сестра живет и брат был. Брат застудился в окопах и умер. А сестра говорит - да живем как обычно, в городе жизнь как жизнь. Там есть линия огня, за которую нельзя сторонам переходить, они днем ее охраняют, пуляются там, а ночью на БТРах ездят друг к другу бухать. Люди же все.

Симферополь, терминал А

(путевые заметки Крым - 2018)

Анечка, очень приятно, меня зовут Рустем, как долетели? Пойдем, вон там моя машина. Да, построили нам новый аэропорт, я сам здесь первый раз. И выезд не найдешь... Дорогу вот тоже строят. Мост так и не знаю, откроют или нет - вроде как Путин обещал, что откроют, а потом сказали что и не обещал, в общем непонятно. Только вот смотри - сейчас пятница, дорога забита. А когда будет лето, выходные, мост откроют? Куда поедут все эти машины? Трассу-то не доделали, Зачем тогда так торопиться мост открывать? А рабочих мест особенно всем этим нам не сделали, дорогу башкиры строят, мост тоже приезжие. Наши может только площадки подметают.
Думаем, сколько будет стоить этот мост... Паром в одну сторону нам тут стоил 2 тысячи, а мост? Ведь такие деньги потрачены... Я вообще-то на него сразу не поеду, посмотрю что да как, слишком уж быстро строили. Инвестиции это хорошо. А почему нельзя было вкладывать, когда Украина была?
Но украинцы сами виноваты. Нет хозяина, не следишь за своей землей - заберут. Это все не с Майдана началось, еще при Кучме там на Тузле были какие-то вещи. Так что забрали бы все равно, давно они уже проглядели эту землю.
Но вот кто из чиновников, из армии служил Украине, а потом раз и присягнули России - этого я не понимаю. Ведь придет другая власть, и они снова присягнут? Они говорят "нам зарплату не платили". Ну не платили. А ты солярку продал, машину продал казенную? Квартиру получил? Как-то ты жил же эти годы, не увольнялся?
Бензин у нас 52 рубля. Это 98, я его лью вместо 95. А 95 у нас хорошо если как 66.
Я из Мелитополя сюда перебрался в 80-е годы, а родители у меня родом отсюда, из Приветного, Ускут по-татарски, их в 44м году депортировали в Среднюю Азию, Ферганскую область. Шестеро детей там они подняли, вернулись в 70-е годы в Мелитополь, всем шестерым отец построил по дому, мастеровой был, плотник. Ну и мы конечно, пятеро братьев и сестра - все все умели делать, сами строили. Отец там похоронен. А нам сказал - хотите - возвращайтесь в Крым, только там ничего уже нашего нет. Ну я приехал, взял землю, все сам построил. Младший же сын, все умею. Отец говорил - младшим в семье быть - лучше уж старшим у собак. Он сам младший был, и мать тоже младшая, 13-я. Ее матери, когда мать родилась, было 56 лет, а отцу 76 лет. Материн родной брат, мой дядя, еще при Николае воевал, правда не знаю при каком. Получается когда их депортировали, деду было больше 90, я считал, получается он старше Ленина был. Но он не поехал в Узбекистан, успел умереть.
Я вот думал - какой толк был в Советский союз брать Узбекистан, Киргизию, они же такие бедные? А это чтобы показывать разницу. Вы там на Украине жалуетесь что плохо живете? Поезжайте посмотрите, как в Киргизии в горах люди палкой сухую землю ковыряют. А Поклонскую в Россию взяли, чтобы всем показывать, какие украинцы бывают, тоже чтобы разница была понятна, вон что бывает.
У меня гостиница здесь, 9 комнат. Сам все построил, сам все сделал. Мне говорят - ну чем тебе плохо, все у тебя есть? А мне кто-то это давал? Я все сам построил.
Детей у меня шестеро. Двое от первого брака, с Украины жена была, потом четверо - здесь уже на татарке женился. А потом что-то не заладилось, и я вернулся к первой жене, к Наде. Сейчас полгода там живу, полгода здесь. Вот зачем у нас номера украинские отобрали? Теперь я туда невыездной, приходится на маршрутке ездить.Украинцы не пускают с российскими номерами. Время на таможне все равно тратишь - русские нормальные таможни сделали, а с той стороны ничего нет, они не строят, все думают это временное, вернется им. А у нас здесь есть такое мнение, что Крым Турции отдадут. Они и не претендуют, но на Путина могут так надавить - ему украинцам уже неудобно будет отдавать, а туркам отдаст.
Я против Путина ничего сказать не хочу. Я и на выборы хотел сходить. Но когда пришли одни, другие - все говорят, Рустем, иди на выборы - я не пошел. Это мой выбор. Агитаторы. Я их помню, как они еще за Кучму агитировали, потом за Ющенко, за Януковича, потом за Россию, теперь за Путина. Кто они по национальности даже не знаю - ни Родины, ни флага. Они мне говорили в 92м - пошли на референдум, отделимся, хватит москалей кормить. Прошло 20 или сколько там лет - и снова говорят - пошли на референдум, будем москалей кормить. Ну что это.
Тут нам много говорят - Путин же вас реабилитировал, вон же по телевизору сказал, что татары не виноваты. А я думаю какая же это реабилитация? Верните мне дом деда. Ну ладно, не вернете - ну все равно, должны быть какие-то действия, возврат что отобрали, или наказать хотя бы кто виноват был. У моих родителей никогда не было ненависти, отрицания кого-то. Они много работали всегда, не было времени рассуждать. Я тоже - похож разве на человека, который кого-то ненавидит? Я просто, Анечка, так рассуждаю - как такое можно забыть? Все тут временное, а это остается.

Нет ручек - нет подарков

Вслед за Екатериной Шульман, Леха верит в то, что даже имитация демократии, демократические формы без содержания - много лучше, чем их полное отсутствие. И он ходил на выборы. А я нет.

Судя по всему он цитирует передачу Шульман, где она говорит: "Имитация в сфере общественно-политического никогда не может быть полностью формальной – в какой-то момент она наливается живой жизнью". Это похоже на одно из продолжений мысли Мераба Мамардашвили про "бога из машины" - он приводил пример плакальщиц, которых нанимали на похороны, чтобы они рыдали - имитировали, но это заводило механизм общего горя и давало ему вылиться. Таким образом Мамардашвили говорил: плачьте, и вы будете грустить; улыбайтесь, и вам станет весело. Форма создает содержание. Примерно в то же время Саша Николаев говорил: "Все вы девушки мечтаете о великой любви. Начните с малого, покрасьте ногти на ногах". Вообще примеров этой теории типа "хорошая мина при плохой игре" или "худой мир лучше доброй ссоры" очень много, и многие из них я поддерживаю - это и про "не надо ждать вдохновения - сядь и пиши" и даже про "не жди когда поверишь - покрестись, и может быть тебе повезет". Бытие определяет сознание.

Но я вижу другую сторону имитаций - частичность и манипуляция: имитируется часть, и на основании этого тебе пришивается необходимость действовать, как будто есть все целое. Хотите демократии? Вот же выборы, голосуйте! Кто-то имитирует, а у других по-настоящему возникают обязательства.

Сегодня ко мне в дверь позвонили: "Здравствуйте, мы из налоговой инспекции. Нам бы старшего по подъезду. Не знаете? А вот у нас есть письмо, что у вас этажом ниже кто-то незаконно использует квартиру под общественное пространство. Не знаете? А кто там живет?". Положила трубку видеодомофона и похолодела. А ведь между прочим это прямое следствие демократии - писать куда надо о незаконных действиях соседей. Да, но! Это работает не как донос, а как действие низового самоуправления только в том случае, если демократия (правовое государство) работает в полной мере - ты доложил про соседа, а он после справедливого разбирательства заплатил положенный штраф. А не так что доносы копятся, возможные статьи по ним огромные, и все это используется против человека "когда надо" и без надежды на справедливый суд.

Демократия - это не выборы. Это когда есть механизм сосуществования разных позиций, свобода слова и свобода дела, независимая пресса и общественное мнение, и еще много чего, и как один из механизмов - выборы.

Не уверена, что переход от имитации к подлинному содержанию проще, чем переход от отсутствию форм к их наличию. Привыкнув улыбаться механически - просто ли наполнить улыбку искренностью? В общественных институтах, компаниях, организациях - я не могу вспомнить примера механистичного, имитационного использования формы, которая потом стала истинной. Я раньше тоже думала, будучи директором по персоналу - ну как повысить подлинный уровень менеджмента? Это же про глубокое, это годами, это на уровне личности, я не буду с этим работать, просто внедрим SMART и KPI, и все втянутся, и уровень разумности повысится. Оказалось нет! Менеджер способен подогнать под себя любой инструмент, и потом иди спорь с ним, что да, он все делает правильно, но "это не то". Избавиться от бреда KPI в авторитарной компании (наполнить его подлинным содержанием) значительно сложнее, чем все снести (и менеджеров) и все построить заново.

Или вот например всенародная поддержка. Мы-то с вами понимаем, что она получена в результате имитации. А использована она будет прямо как настоящая. В этой же сентябрьской статье Шульман пишет: "Для того, чтобы полностью прекратить имитацию и перейти к формам чистой диктатуры, надо иметь, ну как бы это сказать, во-первых, мандат от общества более внятный, и запрос общественный должен быть именно на это. А мы его не видим. Судя по тому, как люди ведут себя даже на выборах, они хотят не отмены выборов, они хотят большего количества альтернативных предложений, судя по тому, как они за них бодро голосуют.
Запроса на массовые репрессии и замену суда революционным правосознанием тоже как-то не заметно. Соответственно, отказаться от имитации, я думаю, что наш с вами политический режим не в состоянии". А вот и мандат подоспел...

Итак, "Нет содержания - нет формы" vs "Лучше форма без содержания, чем ничего", мой ответ на сегодня.

На глобальном уровне - не знаю, зависит, мне не хватает ресурсов для обобщений.
На личном уровне: форма должна соответствовать сегодняшнему содержанию и быть гибкой. Помнить, где имитация, не включаться в нее как в настоящую, помнить о необходимой целостности понятий. Кстати говоря, не у самих же плакальщиц форма наполнялась содержанием! Не хотелось бы быть в позиции, когда ты имитируешь, кто-то на тебе учится выражать свои чувства, а ты и поплакать-то искренне уже не умеешь.

Жизнь и победы советского инакомыслящего. Памяти Виктора Сокирко

8 января 2018 года в Москве прощались с Виктором Владимировичем Сокирко. Зима, праздники, утро. В почти пустом зале "Сахаровского центра" собрались в основном коллеги разных лет, на стене проектор крутил фотографии, говорили спокойно, подробно, много о работе, о реальных делах и людях. Во всем этом было что-то от любимых дядей Витей сборищ, только слишком большое помещение, тихие голоса, нет споров, и сам он - лежит. Запомнился один немолодой человек, который сказал коротко: "Я не очень близко знал Виктора Владимировича, но навсегда благодарен ему за то, что он вернул меня из тех мест... где я был тогда".



Две главные дороги Сокирок - правозащита, борьба за новый политический и экономический порядок -  и любовь, семья, дети. Но может быть и не две, а одна - все так переплелось, дети ползали под столом с диафильмами, писали и издавали книги Витя и Лиля вместе, и вообще конечно в первую очередь им повезло найти друг друга, лучших соратников и не надо было. И сейчас их четверо детей, такие разные,  каждый в каком-то смысле продолжает дело родителей.




Говорили о том, что Сокирки были очень "фейсбучные" люди - все время вели дневники, публиковали их, показывали всем фильмы о поездках, высказывались по множеству поводов, доносили свою точку зрения. Издано 10 томов дяди витиных статей и различных работ! Но очень важно, что они делали это тогда, когда публичные высказывания совсем не были уделом многих. Сейчас сложно не писать, не высказываться, а тогда трудно было именно писать и высказываться. А вот так выглядел инвайт на эвент:



Еще верные слова -  он не был диссидентом, правозащитником, борцом и т.д. в общем смысле этих слов. Виктор был инакомыслящим, свободным человеком. Например, важным эпизодом его биографии было "покаянное письмо", историю которого рассказывает сын Алексей. Он умел признавать ошибки - его "книга жизни" называется "Жизнь и поражения советского инакомыслящего" - почитайте, посмотрите какая длинная и разная получилась жизнь, и вся она описана, осмыслена трезво и с юмором. Он имел точку зрения, независимую и от групп "своих" людей. Но! Вот что странно! Мой папа (на фото слева с тетей Лилей) отнюдь не разделял взглядов дяди Вити, и всегда иронизировал над настырностью К.Буржуадемова (псевдоним дяди Вити), а дядя Леня (справа от дяди Вити) так вообще был натуральным идеологическим противником. Он сейчас совсем плохо видит и слышит, еле ходит, не представляю как он добрался до крематория! "Не с кем поспорить теперь!" - с горечью сказал он, и продолжал, продолжал что-то доказывать вслед уходящему другу, глядя почти слепыми глазами мимо гроба. Но! Они любили друг друга!



Я все пытаюсь узнать у старшего поколения - ну как же вы жили при Союзе? Как можно было жить в таком вранье и не бороться, не сидеть, не уезжать? Странно, но они как бы не понимают моего вопроса. "Как это связано с нашей, нормальной жизнью?" А на сороковинах я вообще как-то выступила... в духе фильма "Курьер"...

На похоронах я взяла дяди витину книгу "Очерки растущей идеологии" 1974 года издания и после большого перерыва села и прочитала эту его большую работу. Я была поражена! Коротко: он рассуждает о том, какой экономический строй лучше - вообще и для нашей страны, приводит научные статьи и факты реальной экономики, теоретическую и практическую базу для доказательства своей тогдашней концепции: будущее только за свободным рынком и капитализмом, которые приведут к демократии, а потом и к подлинному коммунизму. Ну то есть во-первых, никакого эскейпизма, ухода в семью, в теорию малых дел и т.д. (а у них было четверо детей). Во-вторых, он широко пользуется западными источниками. В-третьих, он ничего не боится! Конечно, книга тогда была издана только в самиздате, "единственный результат, на который я рассчитываю, - пишет Буржуадемов, - это посильное расширение обсуждения в Самиздате экономических сторон нарождающегося демократического мировоозрения".



И вот я спрашиваю на сороковинах собравшихся сверстников, соратников: "Ничего себе, оказывается у вас были источники, и было обсуждение экономических сторон демократического мировоозрения? А я думала вы все в застенках сидели и были информационно изолированы от мирового сообщества". А они как-то по-серьезному заклеймили меня, что я ничего не читала, что мне надо больше знать, что были и диспуты, и источники, и жизнь мысли (чуть ли не добавили, что да, были перекосы, но в целом....).

Мама нашла несколько папиных фотографий Сокирок. Классные! Непохожие на наше представление о том времени, и похожие на нас, только лучше.



Не стану говорить за всех, но мое мировоззрение сегодня примерно такое: "В целом все плохо, но я могу любить свою семью и близкий круг единомышленников и делать малые посильные дела. Хорошо бы меня подольше не заметило государство". Я даже ИП закрыла. А они получается а) любили друзей независимо от единомыслия, б) не сдавали идей даже ради друзей, в) верили, что все будет хорошо и все для этого делали! И кто после этого из нас в застенках и казематах? Правда это касается лично меня, потому что тот же Леша Сокирко, тоже отец 4х детей, отстаивает свою позицию, в том числе не совпадающую с государственной политикой, ходит на индивидуальные пикеты и митинги, пишет почти что думает и спокойно говорит: "Ты боишься, значит ты не совершенен".

Второй мой вопрос к соратникам был - "Как вы считаете, что сегодня было бы продолжением дела Сокирок?" И он был каким-то неправильным, не в тему. Потому что они стали возбужденно доказывать: "Вам пора выработать свои идеи! Делайте свое дело, и это будет хорошо! Просто делайте что-то последовательно, а не бросайтесь из стороны в сторону!" (а они меня лично не знали, то есть похоже обращались именно что к нашему поколению, рожденному как раз во время написания обсуждаемой книги). А потом все же спокойно мы сформулировали несколько важных вещей:

  1. Он остро видел несправедливость и бесстрашно боролся с ней.

  2. Его методом борьбы была мысль, текст. Я спросила - ну хорошо, вот он писал про свободный рынок, значит установившийся рынок был его победой? Но как реально он участвовал? Мне справедливо сказали, что жизнь мысли, идей - она сложнее и дольше, чем "понял как надо - пошел или создал партию - организовал - внедрил". Он думал, писал, был круг людей, которые это читали, писали, обсуждали - и идея росла, а потом реализовалась. К тому же, любая институализация, партия - не дали бы ему быть таким инакомыслящим, стоящим отдельно, свободным.

  3. Он считал свободу дела важнее свободы слова.

  4. Он видел проблему и решал ее на более высоком уровне, всегда поднимался до уровня обобщений.

  5. Он не был догматиком. Сам крепко держался своих идей и последовательно всю жизнь отстаивал их, но других не заставлял в то верить. Если можно так выразиться, он информировал как можно большее количество людей о своих взглядах.

А по-человечески хорошо Маша Эндель про них написала.



Мне посчастливилось немного работать с Сокирками и несколько раз брать у них интервью. Это, последнее большое, 5 лет назад - я перечитываю и как сейчас помню, что передо мной стояли в общем те же вопросы, что и сегодня. Недалеко я ушла. А они далеко.

Вот еще немного слов Виктора Сокирко 1970-го года: "Возможно, эти очерки помогут кристаллизации идей и появлению действительно большого, нужного всем труда о нарождающейся идеологии нашего общества. Дай Бог! Сегодня мы только ощущаем смерть и разложение старой идеологии 20-50 годов, вместо которой выдвигается что-то новое, до сих пор еще какое-то зыбкое и неопределенное. От своевременного раскрытия этой неопредленности зависит направление нашей активности, наших действий. В конечном счете, зависит будущее. Я думаю, что могу раскрыть эту неопределенность и именно потому обязан писать".

Неожиданно из памяти всплыл могильный камень, показанный мне когда-то тетей Ниной на кладбище в Комарово. На нем нет ни имени, ни даты, только девиз: "Ясность души, покой ее, правда уст и поступков мужество". Это про Сокирок конечно.



Спасибо моим родителям и их друзьям за то время, в которое они жили и любили, родили нас, писали книги, снимали фотографии, мечтали и придумывали будущее.
А то, каким дивным получился этот новый мир - это уже наших рук дело, и теперь нам надо понять, что здесь не так, смотреть вперед, мечтать и формулировать дальше. Да, я не верю теперь в исключительную живительную силу предпринимательства, свободного рынка и демократии - ну что же, нужны новые идеи и ориентиры. А "5 принципов Сокирко" - вневременные, и я буду их помнить. Спасибо, дядя Витя.

Все книги, статьи, фильмы, дневники и фотографии Сокирок

Collapse )